Каждый предприниматель знает, что успех его бизнеса во многом зависит от так называемой «упаковки». То есть, от того, как его бизнес будет выглядеть в глазах потенциального клиента. Есть множество направлений, которые являются частью этой «упаковки» — сайт, оформление офиса, частота на производстве, культура общения клиентских менеджеров и т.д. Но чаще всего первая встреча заказчика с вашей компанией происходит во время просмотра фотографий ваших работ, и не важно где — в инстаграм-аккаунте, другой социальной сети или на корпоративном сайте, куда клиента привели очень недешевые нынче таргет, SEO или директ. И будет обидно, если заказчик не будет впечатлен, конверсия не случится. Поэтому сегодня мы поговорим о фотографии — как и что нужно снимать.
Золотые времена презентации работ рекламно-производственных компаний прошли в 90-е годы, когда еще не было цифровых фотоаппаратов, а снимать качественно не на мыльницу могли лишь профессионалы и редкие любители, к услугам которых и прибегали амбициозные руководители рекламно-производственных компаний, получая взамен профессиональные снимки своих работ в портфолио компаний.
Тогда наше издательство только начало выпускать ежегодный иллюстрированный каталог «Реклама и дизайн на улицах России». Каждая работа для каталога снималась на широкоформатный слайд на профессиональную аппаратуру. Оптовая стоимость составляла около 100 долларов за один снимок. А если компания заказывала такие снимки у профессиональных фотографов в розницу, то цена за слайд могла доходить до 300 долларов. В итоге страницы отраслевых изданий и стены стендов на рекламных выставках украшали действительно качественные презентации вывесок и рекламных конструкций.
Первый удар по качеству фотографии нанесли цифровые камеры. С их появлением вдруг буквально все почувствовали себя фотографами, что в итоге привело к отказу от услуг профессионалов. А появление камер в мобильных телефонах лишь усугубило проблему. Позже качество камер в смартфонах стало заметно лучше, но потребность в услугах профессиональных фотографах так и канула в лету.
Примечательно, что такая проблема актуальна не только для российских рекламщиков. Очень красноречиво об этом рассказывает Гейб Гриффин из Южной Калифорнии:
«Я отчетливо помню, как восхищался одной особенной работой — рекламным пилоном, который недавно завершил один из наших конкурентов, и я был в восторге. Это было так креативно, динамично и уникально. Я завидовал, что он не наш, и даже начал представлять себе все крутые ракурсы и фотографии, которые я мог бы сделать, чтобы подчеркнуть его уникальность. К моему удивлению, когда я зашел на их сайт . у них была только одна фотография, и она, похоже, была сделана монтажником, который устал и просто хотел вернуться домой. Я был потрясен тем, что великолепная работа этой компании класса A+ больше похожа на работу класса C из-за отсутствия инвестиций в фотографию. С того дня я удвоил усилия, чтобы убедиться, что наши фотографии и примеры проектов всегда рассказывали бы историю и подчеркивали усилия нашей команды».
Впрочем, Гейб сам начинал свою карьеру фотографа, работая монтажником в РПК. И он увлекся фотографией, потому что в компании не было своего специалиста, способного делать качественные снимки. Но, видя, сколько труда и компетенций вкладывается в производство каждого изделия, он хотел представлять в портфолио всё это в лучшем виде. В итоге он начал практиковаться, изучил секреты мастерства и теперь уже может считаться профессиональным фотографом в своей области.
Вечерние снимки делайте в сумерках, когда контраст между световой вывеской и окружающим фоном незначителен.
Вывеска — это статичный объект, её нельзя перемещать и крутить. Поэтому важно понимать, когда у неё самое удачное время для съемки, в какое время суток она имеет самое выигрышное освещение. Когда есть понимание, необходимо к этому времени ехать и фотографировать. Не когда есть свободное время, а именно тогда, когда самое выгодное освещение. Очень хорошо, когда на вывеску падает солнечный свет. Не когда солнце в зените или вывеска в тени, а когда на неё падает правильный свет. Причем, рекомендации могут быть разные. Это может быть утренний свет. Или съемка в теплых тонах на закате. Снимать можно и в пасмурную погоду, но и тогда должен быть качественный свет.
Выбирайте удачное время для съемки. Идеально, когда на вывеску падает солнечный свет, а в окнах отражаются голубые облака.
Нужно выбрать самые удачные ракурсы. Перед тем, как снимать, надо всё обойти и внимательно осмотреть объект, чтобы выбрать лучшие точки для съемки. Частая ошибка — люди снимают объект, но не обращают внимание на то, какой у вывески фон, что находится вокруг неё. Очень важен задний фон. Важно, чтобы в кадр без необходимости не попадали люди, автомобили, монтажные лестницы, мусорные баки и другие ненужные объекты.
Снимать необходимо как общий план, так и детальный. Общий план покажет, как вывеска вписывается в архитектурный ландшафт, городскую среду. Съемка деталей необходима, чтобы показать качество вашей работы, технические решения, материалы, из которых изготовлена вывеска.
Современные фотографии требуют обязательной постобработки. Их нужно делать контрастнее, сочнее. Интернет требует этого. Фотографии нужно немного гипертрофировать, ведь речь идет о рекламной продукции.
Кроме того, необходимо почистить кадр от ненужных артефактов — мусора, свисающих рядом поводов и т.п.
Это необходимо, чтобы фотографии одинаков успешно можно было бы использовать в различных медиа и в конкурсах. Например, если вы планируете принять участие в конкурсе «Знак», то уже заметили, что на главной странице на сайте конкурса превью конкурсных работ представлено в универсальном квадратном формате. Соответственно, у вас должны быть фотографии, которые можно было бы эффектно кадрировать в квадрат. То же касается Instagram — в сториз эффектно будут выглядеть вертикальные фотографии, в постах — квадратные и т.д.
Крупный план продемонстрирует материалы и детали вашей работы
Да, это недешевое удовольствие, но, если вы изготовили и смонтировали крупный объект, тысячные доли от его бюджета на инвестицию в летательный аппарат с хорошей камерой точно не разорят вас. Зато это отличный способ продемонстрировать ваши объекты с неожиданных ракурсов. И это могут быть не только рекламные конструкции. Съемка с высоты птичьего полета подъемных кранов во время такелажа конструкций, монтажников на стене здания и масштабов всей работы также произведут положительное впечатление на ваших потенциальных клиентов. К тому же с помощью дронов можно сделать впечатляющие видеоролики в цифровое портфолио вашей компании.
Ваш бизнес — это не только вывески. Это также люди, оборудование, производственные и офисные помещения. Выделите специальный день, в течение которого всё будет подготовлено для съемки, расставьте свет, уберите всё лишнее и проведите качественную фотосессию. Используйте разные объективы и разные фокусные расстояния, чтобы снимки не выглядели статичными. При съемке людей запечатлейте их натуральные эмоции — так вы буквально оживите свои фотографии.
Снимайте сотрудников. Ваш бизнес — это не только вывески, но и люди
Самая частая проблема, с которой мы сталкиваемся в редакции, когда просим фотографии для публикации в журнале, — это отсутствие изображений с высоким разрешением, пригодных для использования в полиграфии. Помните, снимки высокого разрешения можно уменьшить, а, значит, их можно использовать практически везде — печатать из них плакаты для выставки, публиковать в журналах или рекламных буклетах, размещать на сайте и во всех социальных сетях! Фотографии с низким разрешением уже нельзя увеличить без потери качества — варианты их использования чаще всего ограничиваются лишь вэб-публикациями. В качестве оправдания такой ситуации можно слышать, что «они много весят». Однако трудно поверить, что у компании нет средств, чтобы при необходимости купить дополнительный жесткий диск для хранения фотоархива, а «фотографы», которые делают снимки на смартфоны, не знают о существовании облака (если память их гаджета сильно ограничена). Скорее всего, это лишь привычка, пришедшая к нам из далекого технологического прошлого. И от этой привычки нужно срочно избавляться!
Каждый значимый проект нужно обязательно запечатлеть с помощью хорошей съемки. Во-первых, таким образом мы фиксируем нашу достойную работу. Во-вторых, эта работа будет создавать лицо компании. Через такие фотографии мы оцениваем, что из себя представляет компания. Важность качественной съемки сейчас даже не обсуждается. Это просто необходимость».