Предприниматель желает понять, сколько придется потратить, чтобы попасть в топ по основным запросам, увеличить целевой трафик и стимулировать продажи. Общаясь с маркетологом, нормальный бизнесмен хочет услышать конкретную цифру. Его бы вполне устроил такой ответ: «Чтобы почувствовать себя счастливым, вам придется ежемесячно тратить на поисковый маркетинг 82 550 рублей. Ой, нет, кое-что забыли, 91 880 рублей в месяц».
Отвечая на вопрос о стоимости услуг, нормальный поисковый маркетолог обычно предлагает оценить проект, определить цели продвижения, наметить пути развития проекта. И добавляет, что только после этого сможет подсчитать стоимость услуг. Приблизительно. Представляете, как сильно раздражают подобные ответы бизнесменов, привыкших к прайсам, в которых указана стоимость гранитной крошки в рублях за тонну?
Уважаемые предприниматели, маркетологи не могут назвать вам конкретную цифру не из вредности. Они задают вопросы не потому, что хотят развести вас на бабки, прости господи. Чтобы понять принципы ценообразования, вам придется заглянуть на маркетинговую кухню. Сделав это, вы раз и навсегда защититесь от обмана и манипуляций, а также поймете, на что именно тратите деньги.
Обращаясь в агентство, вы покупаете услуги поискового маркетинга (SEM). Они объединяются в три группы:
Во-первых, объединение SEM-услуг в три группы остается условным. Создавая и публикуя контент в рамках контент-маркетинговой кампании, эксперт не может не заниматься SEO в техническом смысле этого термина. Маркетолог должен обеспечить видимость своей публикации для поисковых систем и их пользователей, поэтому он заполняет мета-теги, оптимизирует изображения, выполняет внутреннюю перелинковку и т.п.
Во-вторых, вы можете рассматривать контент-маркетинг в качестве элемента поискового маркетинга, а можете считать SEM частью контент-маркетинга. Оба варианта верны, все зависит от контекста. Во втором случае контент-маркетинг включает и SEO, и контекстную рекламу, и SMM, и работу со СМИ в офлайне, и многое другое.
В-третьих, многие отечественные агентства все еще включают понятие контент-маркетинг в SEO. Вернее, они ограничиваются использованием термина «поисковая оптимизация». Ничего страшного, если ваше агентство занимается контент-маркетингом, называя его SEO, поисковым продвижением, раскруткой или как-то иначе. Хуже, если агентство называет свои услуги каким-то модным термином вроде «комплексный-диджитал-промоушен-и-инбаунд-маркетинг», а на самом деле штампует тексты в стиле «на телефон Samsung Ace цена в Москве» и покупают ссылки.
Есть еще одна удобная классификация услуг поисковых маркетологов. Обращаясь в интернет-маркетинговое агентство, вы тратите деньги на платный и естественный поиск. Запомнили? Поехали дальше.
Ваши расходы на контекстную рекламу состоят из двух частей. Первая — это средства, которые вы платите «Яндексу» или Google за демонстрацию объявлений и переходы пользователей. Вторая — стоимость услуг маркетингового агентства, специалисты которого реализуют ваши PPC-кампании.
Сколько нужно заплатить «Яндексу» или Google? Ответ на этот вопрос можно получить после консультации со специалистами по контекстной рекламе. Возможно, вам поможет следующая информация от «Яндекс.Директ»: большинство рекламодателей тратит на контекстную рекламу от 20 до 100 тыс. рублей в месяц.
Сколько придется платить маркетинговому агентству? Это зависит от выбранной модели оплаты:
Также существуют комбинированные модели оплаты. Например, защищаясь от клиентов со смехотворным бюджетом на контекстную рекламу, некоторые агентства берут минимальную фиксированную плату и прибавляют к ней комиссионное вознаграждение. Также маркетологи могут брать с вас фиксированную плату и бонус за достигнутый результат.
Естественный поиск — это маркетинговые мероприятия, предполагающие привлечение на сайт целевых посетителей, конверсию их в потребителей, создание лояльного клиентского сообщества. Естественный поиск (если хотите, контент-маркетинг) помогает стимулировать продажи. Кроме этого, данный подход позволяет управлять репутацией вашего бренда. Обратите внимание, инструменты SEM-маркетологов не ограничиваются собственно поиском. Контент-маркетологи активно работают с социальными сетями, СМИ, блогосферой.
Иными словами, обращаясь в маркетинговое агентство, вы покупаете комплекс услуг, включающий в себя технические и маркетинговые мероприятия. Существует несколько моделей оплаты естественного поиска:
Чтобы выбрать лучшие условия раскрутки, пообщайтесь с представителями нескольких агентств и определите то, которому вы больше всего доверяете. Обсудите с маркетологами особенности вашего проекта и попросите предложить вам оптимальные условия сотрудничества. Нормальное агентство будет в первую очередь ориентироваться на ваши интересы и потребности, а не стараться продать вам набор услуг подороже.
Следующие практические рекомендации помогут вам оценить условия сотрудничества с агентствами самостоятельно:
В долгосрочной перспективе пакетные предложения всегда выгоднее покупки отдельных сервисов. Выбирайте фиксированную плату за пакет услуг, если вы продвигаете молодой проект. Покупая пакет, вы экономите на отдельных видах работ.
Теперь вы понимаете, почему маркетологи не могут сразу ответить на вопрос о стоимости продвижения. Они должны оценить проект, определить ваши потребности, обсудить с вами цели раскрутки и подсчитать стоимость средств их достижения. Поэтому не злитесь, когда менеджеры агентств в ответ на конкретный вопрос сами начинают вас расспрашивать.
Кстати, вот вам еще одна рекомендация. Задумайтесь о компетентности и порядочности агентства, менеджер которого в ответ на ваше «сколько стоит» немедленно называет конкретную цифру. Возможно, он взял ее с потолка и даже не собирается работать с вашим проектом.