amo@viraj-spb.ru +7 812 455-41-02

Cтив Джобс или Сет Годин

«Святыми», кумирами и гуру одного лагеря стали бы Стив Джобс, Генри Форд, Чан Кин и многие другие выдающиеся люди, а в другом лагере активно провозглашали Сет Годин, Тим Ферис и … В чем же так различаются их позиции и подходы и что обязательно надо взять на вооружение любому современного управленцу и маркетологу, если они хотят быть успешными сейчас!

Если мы бегло проанализируем более чем 50-летнюю историю стратегий определения своего места на рынке и соответственно завоевания его. То мы сразу вспоминаем великие слова Г. Форда о том, что «автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет черный».  И каждый, кто хоть раз заходил в Mac’Donalds, знает, что их принципы – «Не важно студент или бизнесмен с тугим кошельком – если ты пришел в MD – ты будешь есть «гамбургер» - мы считаем, что он идеален  для любого». И конечно мы вспомним «стратегию голубого океана», которая помогает выстроить свой уникальный профиль компании, выделяя преимущества продукта (услуги, бизнеса). И, конечно же, Стив Джобс создал iPhone –  и это был голубой океан (гаджет с принципиально новыми, своими, хорошо узнаваемыми характеристиками). Просто  постепенно этот океан алеет, после того как все ринулись создавать Android.

Разве они все не правы? Правы абсолютно – не найдя самых важных, а лучше всего уникальных характеристик продукта – завоевывать свое место на рынке будет ох как не просто.

Но, что мы слышим с другой стороны?

Найди свою аудиторию.

Тим Фэрисс в своем бестселлере «Как работать 4 часа в неделю» приводит множество примеров – как люди сделали успешный бизнес – поняв, что тем больше шансов у них на успех, чем более локальную аудиторию они найдут и на 100% своим продуктом удовлетворят ее потребность. Прекрасная Джени создала не просто очередные курсы по йоге, а курсы «йоги для альпинистов». «Чем более узкую группу аудитории вы найдете, тем больше шансов, что они станут Вашими «чихателями» - так Сет Годин любит определять принцип вирусного маркетинга, помогающего распространению идеи.

И эти 2 полюса – 2 возможности коммуникативных стратегий:

- концентрация на максимально специализированной аудитории

- концентрация на уникальных (сильных) характеристиках продукта

Формируем товарную нишу/целевую группу

Эти два полюса раскачивают маятник модных тенденций в маркетинге.

Так куда же бежать современному руководителю? Какую задачу ставить отделу маркетинга? Концентрироваться на уникальных преимуществах товара и пусть все, кто бы они ни были, приходят именно за нашим «гамбургером»? или искать специализированную узкую аудиторию?

На самом деле – эти «полюса» - это два вектора коммуникативной стратегии компании.  Это 2 основные возможности,  как компании (продукту)  рассказать о себе.

Задача №1 - Определить, где  мы сейчас, на каком этапе развития по эти 2-м векторам.

Задача №2 – Определиться, по какому вектору мы будем двигаться в ближайший год (не менее полугода).

Определиться по какому вектору мы будем двигаться в ближайший год

Будет ли это сделано силами собственного маркетингового отдела или специализированной компанией и консультантами  - не важно. ВАЖНО, что именно здесь кроются до 70% «Лишних»  и «Неэффективных» затрат на рекламу.

Понятно, что всегда есть желание успеть и там и там. И при этом желательно сэкономить бюджет. Анализируя брифы,  поступающие в рекламные и коммуникационные агентства,  регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда на уровне создания даже рекламного макета пытаются буквально «впихнуть» все «гениальные» идеи и мэссэджи. В результате рекламная или pr - кампания выглядят как «лоскутное одеяло».

Удачный пример, когда, разрабатывая коммуникативную стратегию для компании производителя детских гигиенических средств – выбирали из 2-х направлений: «впитывает в 2 раза больше» VS «заботливые папы покупают это».

Осознанный выбор стратегии дает неограниченные возможности для креатива без нарушений логики коммуникации.

Определившись с вектором – уже задача отдела маркетинга – выстроить коммуникативную цепочку через все инструменты.