"Выбери меня! Я лучше!". Задача современного бизнесмена если не перекричать, то хотя бы как-то заявить о себе. При этом классические "4 пи" никто не отменял, просто их стало не 4, а 24. Чтобы стало совсем понятно, о чем речь, обратимся к истории и отцам-основателям.
Смотрите, теория 4Р Теодора Левитта образца 1960 года:
1. ргодис! (товар ИЛИ услуга: ассортимент, качество, свойства товара, дизайн и эргономика);
2. рг!се (цена: наценки, скидки);
3. ргоmоshion (продвижение: реклама, пиар, стимулирование сбыта и т. д.);
4. рrасе (месторасположение: каналы распределения, персонал продавца, месторасположение торговой точки и т. д.). Теперь добро пожаловать в
год 1981, когда Буме и Битнер. разрабатывая концепцию маркетинга в сфере услуг, предложили дополнить маркетинг-микс тремя дополнительными Р, прибавив их к уже существующим:
o Реорlе - все люди, прямо или косвенно вовлеченные в процесс оказания услуги, например, сотрудники и другие клиенты.
o процедуры, механизмы и последовательность действий, которые обеспечивают оказание услуги.
o обстановка, среда, в которой оказывается услуга. Действия, информирующие целевую категорию клиентов о продукции или услуге, о ее достоинствах и склоняющие к покупке. Материальные предметы, которые помогают продвижению и оказанию услуги.
Функциональное измерение касается восприятия полезности продукта или услуги, ассоциируемой с брендом.
Социальное измерение касается способности идентифицировать себя с определенной общественной группой
Духовное измерение * восприятие глобальной или локальной ответственности
Ментальное измерение способность поддерживать человека