Наружная реклама может не выдержать ГОСТа

На состоявшемся заседании правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова решено требовать от муниципалитетов, чтобы места под рекламоносители строго соответствовали нормам отраслевого ГОСТа. Если это произойдёт, то outdoor-индустрию ожидает не только сокращение инвентаря, но и пересмотр итогов торгов на рекламные места.

Принятый в 2003 г. ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» ограничивает размещение рекламоносителей. В частности, это касается перетяжек и установки щитов в пределах 5 м от полотна автотрассы. Если бы нормы ГОСТа начали строго соблюдаться, то наружная реклама фактически прекратила бы свое существование в России. Поэтому было принято решение, что ГОСТ будет носить рекомендательный характер.

В 2006 г. был утверждён новый проект закона «О рекламе». Согласно ему, размещение конструкций должно осуществляться в соответствии с требованиями техрегламента. Но документ так до сих пор и не принят. Соответственно, нормы ГОСТа по-прежнему действуют. И, несмотря на рекомендательный характер, во многих регионах власти требуют от операторов строгого их исполнения. Либо, ссылаясь на него, вводят ограничение на размещение тех или иных форматов наружной рекламы.

По оценкам экспертов, ГОСТу Р 52044-2003 не соответствует более 90% установленных в России конструкций. А это, по данным компании «ЭСПАР-Аналитик», более 187тыс. поверхностей общей площадью 2,9 млн кв. м (июль 2014 г., 50 крупнейших городов, оценка).

В сентябре Ассоциация малых предприятий наружной рекламы (АМПНР) и Ассоциация операторов наружной рекламы (АОНР) решили совместно разработать свои предложения о внесении изменений в ГОСТ. По мнению специалистов, действующий ГОСТ не соответствует реальности и ставит под угрозу существование рынка наружной рекламы в целом. Проблема требует выхода на федеральный уровень.

Во многих регионах России состоялись или активно проходят торги на рекламные места. В Москве уже разыграно 95% площадок(около 8,7 тыс. рекламоносителей). По итогам аукционов городская казна получит за 10 лет порядка 100 млрд руб. Продолжаются торги в Подмосковье, здесь власти намерены получить доход в размере более 6 млрд руб.

В свою очередь в июле 2014 г. Ассоциация коммуникационных агентств России, Национальная ассоциация аудиовизуальных коммуникаций и технический комитет «Наружная реклама и информационные знаки для общественных мест» при Ростехрегулировании направили письмо заместителю главы департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ Евгению Дитриху, в котором просят не запрещать рекламу в полосах отвода федеральных автодорог. Соответствующая норма содержится в проекте о приведении российского законодательства в соответствии с техническим регламентом «Безопасность автомобильных дорог» Таможенного союза. МВД поддерживает законопроект.

По данным «ЭСПАР-Аналитик», сегодня в полосах отвода установлено 10,5 тыс. рекламных конструкций.

К примеру, на территории Подмосковья, где с начала этого года проходят торги на право установки и эксплуатации рекламных конструкций, в том числе на федеральных трассах, их размещено более 3,4 тыс. В частности, на аукционе в Одинцовском районе, состоявшемся в апреле, было разыграно 480 рекламоносителей. Они разместятся в том числе на Рублёво-Успенском, Можайском и Минском шоссе. Площадки были проданы за 945 млн руб. при стартовой цене в 185 млн руб. В целом, по оценкам экспертов, рекламные конструкции, установленные в полосах отвода, могут приносить их владельцем около 2 млрд руб. в год.