Как и зачем столичные власти уничтожают рынок рекламы

А потом, когда реклама начала возвращаться, я был очень удивлен, почему целиком, составами, всё было завешено рекламой - шкафы для раздевалок. Казалось бы, ведь это совсем не та целевая аудитория. Под репрессии попала реклама на сетках ремонтируемых зданий, заборах и т.д.

Это та самая "наружка", а точнее "вершина айсберга", которая видна обычному жителю города. Вроде убрали перетяжки - ОК, стало как-то лучше видно архитектуру домов, по-другому смотришь на центральные улицы. Сократилось количество рекламы в метро - ну вроде тоже лучше, чем все пестрит и отвлекает.

Но, оказывается, всё это не забота о горожанах, а решение серьезных проблем, возникших сейчас в сфере рекламы. Новыми черниковскими оказались только люди, а подходы остались прежними. И вот на следующей неделе в Москве состоится фактически первый митинг за последнее время, посвященный не политическим событиям, а экономическим. Его устроят бизнесмены, которые готовы бороться с беспределом и рассказать, что происходило в этой сфере последние пару лет.

А рассказать есть о чем: это и близость нового руководителя Департамента СМИ и рекламы города Москвы, Владимира Черникова к компании, выигравшей миллиардный конкурс в метро, завышенные в разы цены контрактов и неспособность теперь их выполнять, уничтожение властями целых направлений наружной рекламы с целью найти выход из созданной ситуации.

Началось всё с рекламы на столичном транспорте. Предыдущий контракт с городом был у известной компании Gallery, но в 2011 году в результате аукциона его выиграло никому не известное на рынке рекламы агентство недвижимости «Бульварное кольцо», предложив за пятилетний контракт в 7,5 раз больше, чем платило Gallery! Ведь по условиям этих аукционов кто больше предложит, тому всё и достается. Проблемы начинаются потом, когда надо отдавать эти деньги, а заработать столько просто невозможно. По сообщениям в СМИ, до сих пор «Бульварное кольцо» не может выплатить то, что должно городу в полном объеме и просит снизить цену контракта на 60%!

Следующим пошло метро и это уже видели все пассажиры, когда несколько месяцев в подземке вообще не было рекламы. Предыдущий контракт принадлежал компании "Олимп", которую часто связывали с бывшим руководителем метро, Гаевым. Но вот пришли новые люди, включая Черникова, назначенного руководителем Департамента СМИ и рекламы города. И здесь начинается самое интересное.

Во-первых, новый контракт достается компании "Авто Селл" с ценой в 2,38 миллиарда рублей, что, как и в истории с транспортом и "Бульварным кольцом", в несколько раз превышает цену, которую выплачивал "Олимп". И по оценкам экспертов, с такой ценой контракта бизнес рекламы в метро становится бессмысленным и убыточным (что сейчас и происходит). Отдельно стоит отметить, что за день до аукциона от участия в нем отказался крупнейший оператор рекламного рынка - Gallery.

Во-вторых, выигравшая этот многомиллиардный контракт компания "Авто Селл" была учреждена за полгода до аукциона, с уставным капиталом в 10 000 рублей, отсутствием опыта работы в этой сфере и двумя сотрудниками в штате. Но, оказалось, что за ней стоит другая компания - ГЕМА! С которой явно знаком господин Черников, работавший до назначения в департамент рекламы в шинном бизнесе, а потом в аппарате Госдумы, где по чудесному совпадению, в ходе своей работы организовал конкурс на обслуживание депутатов автомобилями, который выиграла компания, являющаяся крупнейшим подразделением... ГЕМЫ!

Выиграв контракт по метро и "попав" на 2,38 миллиарда, "Авто Селл" сразу же начал испытывать проблемы. Денег не нашлось даже на первый платеж и был придуман вариант с поручительством от другой компании и смещением сроков выплаты - поэтому в метро было полное отсутствие рекламы. Серьезные трудности с деньгами и исполнением контракта "Авто Селл" имеет до сих пор, чтобы выплатить городу обещанную сумму контракта они подняли цены, но клиенты стали отказываться. Тут мы вспоминаем историю с рекламой BMW (тоже ГЕМА!), которой завешивали целые составы! Ну а куда деваться-то, если такие проблемы! Власти всячески скрывают реальное положение дел, стараясь помочь своим хорошим знакомым и, возможно, снизить цену контракта.

Видимо, чтобы помочь ГЕМЕ и "Авто Селл" выйти из затруднительного положения, начали подключаться другие варианты - если клиент не идет в метро, надо убрать рекламу "сверху". Первыми пошли перетяжки (а мы-то думали, что их убирают по другим причинам!), правда все несущие конструкции так и стоят! Решение конечно глупое, целевая аудитория для этих носителей разная, но на этом останавливаться не стали, дальше пошли сетки на домах, заборы и т.д.

Сейчас на очереди реклама на крышах домов, которую столичные власти пытаются сносить и демонтировать в нарушении договоров и закона. Такие вопросы должны решаться в суде, но наши герои не любят ждать и заниматься такой ерундой. Зачем идти законным путем, если у тебя в руках власть и можно просто приказать всё спилить, а бизнесмены уже потом могут идти в наш "самый гуманный", если им это надо. В конце прошлого года я сам столкнулся с такой ситуацией, когда нас из-за смены власти фактически выгнали из Манежа, где должна была состояться выставка, которую готовили целый год. Но власть имущих эти проблемы не интересуют, они решают исключительно свои задачи, а про поддержку бизнеса любят исключительно поговорить.

Следующими на очереди будут рекламные щиты. Я уже писал, что практически 100%!!! рекламных щитов установлены не по ГОСТУ (от края проезжей части до края щита должно быть не менее нескольких метров и т.п.). В принципе ГОСТ - это рекомендация, но получать разрешение на щиты нужно в ГИБДД, а там могут запросить соответствие ГОСТу. Хотя, не решаемых вопросов у нас не бывает ;)

Приближается и аукцион по рекламе на остановках. Вот что пишут в "Ъ":

"Сейчас "Мосгортранс" готовится к новому аукциону — по выбору подрядчика на размещение рекламы на 5,7 тыс. остановочных павильонов. Стартовую стоимость пятилетнего контракта ГУП оценил почти в 1,5 млрд руб., тогда как действующий оператор — компания "Рекарт 31" — в этом году может собрать с рынка, по экспертным оценкам, 150 млн руб. Департамент СМИ и рекламы еще не согласовал подготовленную "Мосгортрансом" документацию к предстоящим торгам, но предложенная начальная цена не вызывает нареканий, сообщил Владимир Черников."

В связи со всей этой ситуацией есть масса вопросов в господину Черникову и столичному руководству. Какой смысл в аукционах, где завышают цену в разы, чтобы выиграть, а потом начинаются попытки договориться о снижении на 60%? Кому всё это выгодно и на каком основании чиновники уничтожают бизнес других людей абсолютно незаконными методами, чтобы помочь своим хорошим знакомым?

2 июля с 10.30 до 11.30 на тротуаре напротив дома 26/1 по Софийской набережной состоится первый митинг, цель которого отстаивать законные права и придать огласке происходящее в департаменте господина Черникова. Митинг заявлен не многочисленным, но приехать на место его проведения блогерам и СМИ очень важно (да и обычные люди тоже могут постоять, посмотреть). Потому что пока проблемы замалчиваются, жулики продолжают делать то, что им хочется.