Был ли дизайн в Советском Союзе?

Организаторы явно старались. Еще бы, ведь миссия музея - «аккумулировать, продвигать, популяризировать, классифицировать и инициировать», как сказано на сайте. Не сказано, правда, что именно музейщики собираются аккумулировать и инициировать. Впрочем, речь сейчас не об этом.

Поставив перед собой задачу просветительского характера, организаторы выставки постарались подобрать экспонаты таким образом, чтобы экспозиция позволяла получить представление о «различных аспектах жизни и материальной культуры советского гражданина», как сказано на том же сайте. В результате на выставке представлены три группы предметов. Первая - самая обширная. В нее вошло то, все когда-то видели: дома, у бабушки, на даче... Да не важно, где, где угодно. Старые пылесосы, радиолы и телевизор «Электроника», калоши и автомат с газировкой, оранжевая неваляшка и старый добрый «Москвич»... К сожалению, то, что является/являлось частью нашей повседневной жизни вряд ли будет восприниматься как арт-объект, и то, что это дизайнерский шедевр, надо еще всем доказать. И доказать это довольно трудно, ведь все эти предметы были сделаны тогда, когда о дизайне, как всем кажется, и не думали. Вторая группа предметов - экспериментальные образцы. Первая советская микроволновка, гусеничный снегоход, чайный сервиз, в который входят предметы, составленные исключительно из кубов... Все это, может, и свидетельствует о существовании дизайна. Однако если эти предметы так и не были запущены в производство, возникает вопрос: а отражают ли они общее состояние вещей? Ведь по какой-то причине дальше лабораторий они не пошли. Ну, и третья группа - это вещи, изготовленные на заказ. Такой штучный товар доказывает лишь наличие дизайнерских способностей у того, кто его создал, и никак не характеризуют ситуацию в целом по стране.

Был ли дизайн в Советском Союзе?
Экспериментальный чайный сервиз

В общем, на выставке представлен довольно странный набор предметов, который, к сожалению, никоим образом не способствует созданию целостного представления о жизни советского гражданина. И самое страшное: не доказывает существование дизайна в Советском Союзе.

Такую ситуацию с экспонатами вполне могли исправить грамотно составленные подписи к ним. Но и тут организаторы сплоховали. Конечно, интересно знать, что монструозная по размерам стиральная машинка «Зая - 3» может крутить в своем барабане всего два с половиной килограмма сухого белья, однако это не оправдывает ее габаритов и не доказывает то, что это чудо социалистического дизайна. Выстроившиеся в ряд «космические» пылесосы всем своим видом кричат о том, что их создавали тогда, когда человечество грезило о космосе. «УП - 1» пятьдесят пятого года выпуска, отдаленно напоминающий искусственные спутники Земли, похожая на ракету без хвостовых стабилизаторов «Чайка» пятьдесят шестого года и уже совсем космический «Сатурн», выпущенный в шестьдесят втором, не только обладали внушительным функционалом (конечно, каждый для своего времени), но и отлично иллюстрировали общее направление движения науки и техники. И это лишь общие слова, задающие направление разговору о том, как были взаимосвязаны пылесосы и дизайн в СССР. К сожалению, посетители выставки не могут получить даже этой скромной информации об экспонатах из подписей к ним. Скудные сведения, ошибки и опечатки - вот что предлагают таблички под предметами на этой выставке. А некоторые из них просто противоречат тому, что хотят доказать организаторы выставки. Как, например, подпись под радиоприемником «Звезда - 54». В ней прямо говорится, что сотрудники харьковского завода «Коммунар» скопировали французский «Эксцельсиор - 52».

Был ли дизайн в Советском Союзе?
Копия французского «Эксцельсиора - 52»

Был ли дизайн в Советском Союзе?
Первая советская микроволновка

Конечно, нельзя не засчитать организаторам попытку рассказать о ВНИИТЭ - Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики. Вот это уже напрямую связано с историей дизайна в СССР. Однако эта попытка - капля в море, ситуацию она не спасает.

В общем, выставка оставляет в душе очень смешанные чувства. Все эти разрозненные предметы, представленные на выставке, действительно иллюстрируют разные аспекты жизни и материальной культуры советского гражданина. И пусть даже они не позволяют сформировать целостное представление о быте в период с пятидесятых до восьмидесятых (а это непросто - целостно представить такой насыщенный событиями промежуток времени), каждый из них - это прорыв или провал советских конструкторов. И есть смысл про каждый предмет рассказать отдельно, несколько предложений в подписи к экспонату и более подробно в формате экскурсии. Дайте отсылки, которыми мог бы воспользоваться потом пытливый посетитель, сравните с чем-то, что он мог видеть у себя дома, укажите на похожие тенденции в других отраслях хозяйства. А то получается очень грустная картина: вмещая в себя очень богатый материал, экспозиция поставленных задач не смогла выполнить. Посетители вспоминают прошлое, так и не поняв, что дизайн в СССР был.

Был ли дизайн в Советском Союзе?

 На этот вопрос попытались ответить в Московском музее дизайна, организовав выставку «Советский дизайн: 1950 - 1980 гг.».

Организаторы явно старались. Еще бы, ведь миссия музея - «аккумулировать, продвигать, популяризировать, классифицировать и инициировать», как сказано на сайте. Не сказано, правда, что именно музейщики собираются аккумулировать и инициировать. Впрочем, речь сейчас не об этом.