Реклама алкоголя: разрешить нельзя запретить

Реклама алкоголя: разрешить нельзя запретитьДля тех, чей бизнес так или иначе связан с алкогольной продукцией, день 1 января 2013 года стал своеобразной «точкой невозврата» - вступили в силу поправки в ст. 21 Федерального закона «О рекламе».

Официально было объявлено - реклама алкоголя запрещена, нарушения станут пресекаться, контроль за соблюдением законодательства будет пристальным и строгим.

Большинство предпринимателей вообще не верило в подобные ужесточения - ведь продажа алкоголя приносит весьма ощутимый доход в казну государства. А реклама - неотъемлемая часть этой торговли и, как ни крути - её основной двигатель. Но шутить никто не собирался - алкогольная реклама исчезла практически из всех СМИ. Опять же, появились и те, кто рекламный запрет принял «слишком буквально» - боязнь нарушить закон гипертрофировалась у них в полный отказ от рекламы. Хотя остались и такие, кто до сих пор верит в послабление законодательных норм. Насколько обоснована боязнь первых и есть ли шансы у последних - поговорим сегодня со специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области.

Вопросы появлялись периодически с момента вступления в силу поправок. Первый (с одной стороны - очевидный, но тем не менее - самый главный) - в чьём ведении на сегодня осуществление должного контроля? Ответ: у территориального органа Федеральной антимонопольной службы.

Именно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) или её территориальный орган могут возбудить дело по признакам нарушения законодательства (Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 № 508). Причём не только по собственной инициативе, когда факт нарушения выявлен, но и по представлению прокуратуры, заявлению физического или юридического лица, а также по обращению органа госвласти или местного самоуправления.

«УФАС по Свердловской области осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу)».
Из официального ответа Свердловского УФАС России на обращение редакции журнала.

Полгода - срок небольшой. Но какие?то итоги уже подвести можно. В Свердловской области с момента вступления в силу изменений в законе было выявлено четыре факта распространения рекламы с так называемыми признаками нарушения указанной нормы, сообщили нам в УФАС по Свердловской области. Много это или мало - судить сложно. И сравнивать пока тоже не с чем. Но тем не менее установленные факты нарушения рекламного законодательства послужили основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях по ст.14.3 КоАП РФ. Статья эта предусматривает наказание в виде штрафа. Размер его зависит от «статусности» - для рядовых граждан - в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц - от 4 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

«Дела по признакам нарушения рекламного законодательства возбуждаются как по инициативе Управления в случае выявления Антимонопольным органом рекламы с признаками нарушения рекламного законодательства, так и по поступающим в Антимонопольный орган заявлениям (обращениям)».
Из официального ответа Свердловского УФАС России на обращение редакции журнала.

Но одно дело - целенаправленная реклама, другое - информационная подача, которая зачастую может восприниматься как реклама скрытая. С подобным, кстати, столкнулось большинство печатных средств массовой информации - из редакционных статей практически исчезло всяческое упоминание о каком?либо алкоголе. Хотя подобное, как оказывается, под категорию нарушения не попадает.

«Не являются рекламой и не попадают под запреты, установленные ФЗ «О рекламе», размещённые в периодических печатных изданиях различные статьи, информационные материалы, не формирующие интереса к какому?либо товару, в частности - не содержащие указания на наименования данного товара или любые обозначения, позволяющие данный товар индивидуализировать».
Из официального ответа Свердловского УФАСРоссии на обращение редакции журнала.

Получается, журналистские материалы о той же культуре потребления вина в различных странах (без которых, кстати, не обходится ни один туристический обзор курортных зон) - это не реклама. Как и новости с прошедших выставок алкогольной продукции или интервью с представителями компаний-производителей алкоголя. Даже рецепты приготовления коктейлей не попадают под эту статью. Правда, в последнем случае могут возникнуть некоторые нюансы - при указании ингредиентов нельзя обозначать наименования конкретных алкогольных напитков.

Аналитика (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний) и справочно-информационные материалы тоже рекламой не являются. Но, опять же, при этом они не должны быть социальной рекламой и ни в коем случае не продвигать товар на рынке. Тонкостей, получается, немало. Здесь главное - сориентироваться. Как, например, в ситуации со слабо- и даже безалкогольными напитками.

«Реклама алкогольной продукции не должна размещаться на первых и последних полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов (п. 1, ч. 2. ст. 21 ФЗ «О рекламе»). С 01.01.2013 данный пункт изложен в редакции, запрещающей размещение рекламы алкогольной продукции в периодических печатных изданиях. В соответствии с п. 3, ч. 2. ст. 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании».
Из официального ответа Свердловского УФАС России на обращение редакции журнала.

Для большинства предпринимателей, торгующих в павильонах и киосках, запрет на реализацию «алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов» стал настоящим ударом. Многим пришлось закрыться - ведь такая продукция была основой их ассортимента. К тому же табу на рекламу слабоалкогольной продукции распространилось тоже.

Но, опять же, и здесь имеются свои уточнения. Такой запрет (реклама алкоголя 5 % и более в периодических изданиях) распространяется только на рекламу, которая является частью данного СМИ или - прикреплена к нему инструментально! Получается, что рекламный буклет, который аккуратно вложили в газету или журнал,- не составляющая часть газеты или журнала. Поэтому как реклама, распространяемая в периодике, не рассматривается (письмо ФАС России от 13.09.2012 № АК / 29977 «О последних изменениях в требованиях к рекламе алкоголя»).

«Реклама любой алкогольной продукции, включая алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта пять и более процентов объёма готовой продукции, не может размещаться в периодических печатных изданиях, в том числе если данные печатные издания распространяются исключительно в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции».
Из официального ответа Свердловского УФАС России на обращение редакции журнала.

Безалкогольная продукция тоже попадает под некоторые законодательные запреты. Как пояснили нам в Свердловском УФАС России - если в рекламе безалкогольного пива используются «средства индивидуализации продукции» (то есть - товарные знаки), которые применяются в том числе и для обозначения пива с содержанием этилового спирта более 0,5 % объёма готовой продукции, а также не совсем понятно - какое пиво конкретно рекламируется - алкогольное или безалкогольное, то такая реклама должна соответствовать требованиям ст. 21 ФЗ «О рекламе».

Так что остаётся внимательно из учать закон и следовать его букве. Других вариантов нет.

Реклама алкоголя: разрешить нельзя запретитьДля тех, чей бизнес так или иначе связан с алкогольной продукцией, день 1 января 2013 года стал своеобразной «точкой невозврата» - вступили в силу поправки в ст. 21 Федерального закона «О рекламе». 

Официально было объявлено - реклама алкоголя запрещена, нарушения станут пресекаться, контроль за соблюдением законодательства будет пристальным и строгим.

Большинство предпринимателей вообще не верило в подобные ужесточения - ведь продажа алкоголя приносит весьма ощутимый доход в казну государства. А реклама - неотъемлемая часть этой торговли и, как ни крути - её основной двигатель. Но шутить никто не собирался - алкогольная реклама исчезла практически из всех СМИ. Опять же, появились и те, кто рекламный запрет принял «слишком буквально» - боязнь нарушить закон гипертрофировалась у них в полный отказ от рекламы. Хотя остались и такие, кто до сих пор верит в послабление законодательных норм. Насколько обоснована боязнь первых и есть ли шансы у последних - поговорим сегодня со специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области.

Вопросы появлялись периодически с момента вступления в силу поправок. Первый (с одной стороны - очевидный, но тем не менее - самый главный) - в чьём ведении на сегодня осуществление должного контроля? Ответ: у территориального органа Федеральной антимонопольной службы.

Именно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) или её территориальный орган могут возбудить дело по признакам нарушения законодательства (Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 № 508). Причём не только по собственной инициативе, когда факт нарушения выявлен, но и по представлению прокуратуры, заявлению физического или юридического лица, а также по обращению органа госвласти или местного самоуправления.

«УФАС по Свердловской области осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу)».
Из официального ответа Свердловского УФАС России на обращение редакции журнала.

Полгода - срок небольшой. Но какие?то итоги уже подвести можно. В Свердловской области с момента вступления в силу изменений в законе было выявлено четыре факта распространения рекламы с так называемыми признаками нарушения указанной нормы, сообщили нам в УФАС по Свердловской области. Много это или мало - судить сложно. И сравнивать пока тоже не с чем. Но тем не менее установленные факты нарушения рекламного законодательства послужили основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях по ст.14.3 КоАП РФ. Статья эта предусматривает наказание в виде штрафа. Размер его зависит от «статусности» - для рядовых граждан - в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц - от 4 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

«Дела по признакам нарушения рекламного законодательства возбуждаются как по инициативе Управления в случае выявления Антимонопольным органом рекламы с признаками нарушения рекламного законодательства, так и по поступающим в Антимонопольный орган заявлениям (обращениям)». 
Из официального ответа Свердловского УФАС России на обращение редакции журнала.

Но одно дело - целенаправленная реклама, другое - информационная подача, которая зачастую может восприниматься как реклама скрытая. С подобным, кстати, столкнулось большинство печатных средств массовой информации - из редакционных статей практически исчезло всяческое упоминание о каком?либо алкоголе. Хотя подобное, как оказывается, под категорию нарушения не попадает.

«Не являются рекламой и не попадают под запреты, установленные ФЗ «О рекламе», размещённые в периодических печатных изданиях различные статьи, информационные материалы, не формирующие интереса к какому?либо товару, в частности - не содержащие указания на наименования данного товара или любые обозначения, позволяющие данный товар индивидуализировать».
Из официального ответа Свердловского УФАСРоссии на обращение редакции журнала.

 Получается, журналистские материалы о той же культуре потребления вина в различных странах (без которых, кстати, не обходится ни один туристический обзор курортных зон) - это не реклама. Как и новости с прошедших выставок алкогольной продукции или интервью с представителями компаний-производителей алкоголя. Даже рецепты приготовления коктейлей не попадают под эту статью. Правда, в последнем случае могут возникнуть некоторые нюансы - при указании ингредиентов нельзя обозначать наименования конкретных алкогольных напитков.

Аналитика (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний) и справочно-информационные материалы тоже рекламой не являются. Но, опять же, при этом они не должны быть социальной рекламой и ни в коем случае не продвигать товар на рынке. Тонкостей, получается, немало. Здесь главное - сориентироваться. Как, например, в ситуации со слабо- и даже безалкогольными напитками.

«Реклама алкогольной продукции не должна размещаться на первых и последних полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов (п. 1, ч. 2. ст. 21 ФЗ «О рекламе»). С 01.01.2013 данный пункт изложен в редакции, запрещающей размещение рекламы алкогольной продукции в периодических печатных изданиях. В соответствии с п. 3, ч. 2. ст. 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании».
Из официального ответа Свердловского УФАС России на обращение редакции журнала.

Для большинства предпринимателей, торгующих в павильонах и киосках, запрет на реализацию «алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов» стал настоящим ударом. Многим пришлось закрыться - ведь такая продукция была основой их ассортимента. К тому же табу на рекламу слабоалкогольной продукции распространилось тоже.

Но, опять же, и здесь имеются свои уточнения. Такой запрет (реклама алкоголя 5 % и более в периодических изданиях) распространяется только на рекламу, которая является частью данного СМИ или - прикреплена к нему инструментально! Получается, что рекламный буклет, который аккуратно вложили в газету или журнал,- не составляющая часть газеты или журнала. Поэтому как реклама, распространяемая в периодике, не рассматривается (письмо ФАС России от 13.09.2012 № АК / 29977 «О последних изменениях в требованиях к рекламе алкоголя»).

«Реклама любой алкогольной продукции, включая алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта пять и более процентов объёма готовой продукции, не может размещаться в периодических печатных изданиях, в том числе если данные печатные издания распространяются исключительно в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции».
Из официального ответа Свердловского УФАС России на обращение редакции журнала.

Безалкогольная продукция тоже попадает под некоторые законодательные запреты. Как пояснили нам в Свердловском УФАС России - если в рекламе безалкогольного пива используются «средства индивидуализации продукции» (то есть - товарные знаки), которые применяются в том числе и для обозначения пива с содержанием этилового спирта более 0,5 % объёма готовой продукции, а также не совсем понятно - какое пиво конкретно рекламируется - алкогольное или безалкогольное, то такая реклама должна соответствовать требованиям ст. 21 ФЗ «О рекламе».

Так что остаётся внимательно из учать закон и следовать его букве. Других вариантов нет.