Нарушители интеллектуальных прав заплатят за каждого использованного героя мультфильма

Героев мультфильма Нюшу, Совунью, Лосяша и еще шесть персонажей признали самостоятельными товарными знаками, и за каждого нарушителю придется заплатить отдельную компенсацию.

На днях президиум Высшего арбитражного суда рассмотрел дело немецкой компании Smeshariki GmbH против предпринимателя Александра Кузнецова. Компания требует с бизнесмена компенсацию в 200 тыс. руб. за нарушение права на товарные знаки.

В феврале компания добилась в апелляции компенсации в 10 тыс. руб за реализацию контрафакта — трех закладок и трех магнитов с изображением героев мультика.

Но в определении ВАС указано, что суд не учел, что каждый из девяти товарных знаков является самостоятельным объектом исключительных прав и за каждый случай нарушения создатели «Смешариков» требовали отдельную компенсацию. Немцам принадлежат товарные знаки на персонажей Бараш, Ежик, Кар-Карыч, Копатыч, Крош, Лосяш, Нюша, Пин и Совунья.

В результате ВАС отменил все предыдущие решения судов и вернул дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. «Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области для установления правильного и обоснованного размера подлежащей взысканию компенсации с учетом обстоятельств данного дела», — пояснили РБК daily в ВАС.

Видимо, суд первой инстанции счел, что нарушены права на фильм в целом, предположил адвокат МКА «Клишин и Партнеры» Владимир Энтин. «Я считаю, это решение носит принципиальный характер. В будущем суды будут тщательнее анализировать, в отношении каких именно объектов интеллектуальной собственности нарушены права — фильма, его части или конкретных товарных знаков, — отметил г-н Энтин. — Впрочем, если бы создатели «Смешариков» не зарегистрировали товарные знаки по каждому персонажу, нельзя было бы ставить вопрос об их самостоятельной защите».

Последнее время суд чаще принимает решение в сторону увеличения компенсации в делах об интеллектуальной собственности, рассказал член Объединения корпоративных юристов Андрей Титов.

«В массовом порядке нарушения прав в отношении телепродуктов не происходят, поэтому похожие дела вспомнить сложно. В России телеканалы крайне редко регистрируют товарные знаки на героев медиапродуктов, и то только для лучшей защиты самых прибыльных проектов», — пояснил юрист.