amo@viraj-spb.ru +7 812 455-41-02

Операторы наружной рекламы просят губернатора Петербурга Георгия Полтавченко пересмотреть отраслевой ГОСТ

Питер.JPGО сложившейся ситуации в outdoor-индустрии Санкт-Петербурга операторы и представители отраслевых объединений рассказали на специальной пресс-конференции. Как известно, 21 октября был опубликован проект изменений в городскую схему размещения рекламных конструкций. Они предусматривают сокращение общего количества конструкций в Санкт-Петербурге на 95%, до 532 шт. Сделано это с целью приведения текущей схемы в соответствие с положениями ГОСТа Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы».

Для предотвращения негативных социально-экономических последствий, вызванных новыми правилами, операторы в лице руководителя Северо-Западного отделения Национальной ассоциации визуальных коммуникаций Владимира Рябовола подписали открытое обращение к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко.

В обращении говорится, что сложившаяся ситуация может стать катализатором самых негативных процессов в экономической, инвестиционной и социальной сфере города. На сегодняшний день в наружной рекламе и смежных сегментах трудоустроено по меньшей мере 10 тыс. человек. Ежегодные поступления в бюджет Санкт-Петербурга от этого вида деятельности составляют более 3 млрд руб. При проведении торгов и планировавшейся ранее стартовой стоимости лотов в 9 млрд руб. город мог заработать до 1520 млрд руб. при заключении десятилетних договоров с операторами.

Между тем, согласно формальным положениям ГОСТа, практически весь рынок наружной рекламы в Санкт-Петербурге оказывается вне правового поля. Применение ГОСТа на практике грозит фактическим уничтожением отрасли наружной рекламы, что приведёт к существенным бюджетным потерям, сокращению тысяч квалифицированных сотрудников, а также пагубно отразится на экономических показателях города.

В обращении указано, что в подавляющем большинстве субъектов РФ, включая Москву, при подготовке схем размещения рекламных конструкций положения ГОСТа во внимание не принимались. Более того, технический регламент стран Таможенного союза, введение которого намечено на февраль 2015 г., содержит ссылку на рекомендательный характер применения положений ГОСТа.

С целью выхода из кризисной ситуации операторы предлагают Георгию Полтавченко рассмотреть возможность подготовки обращения на имя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева с просьбой о приостановке действия ГОСТ Р 52044-2003 в существующей редакции и дальнейшем пересмотре его положений. Также предлагается ввести мораторий на период до шести месяцев, направленный на сохранение отрасли наружной рекламы в существующем виде.

Ранее аналогичные обращения были направлены операторами наружной рекламы Санкт-Петербурга в адрес полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Владимира Булавина и уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, бизнес-омбудсмена Бориса Титова.


Губернатору Санкт-Петербурга
Полтавченко Георгию Сергеевичу

 

 

Уважаемый Георгий Сергеевич!

Обращаемся к Вам в связи с критической ситуацией, сложившейся на рынке наружной рекламы Санкт-Петербурга, способной стать катализатором самых негативных процессов в экономической, инвестиционной и социальной сфере города.

Зная Вас как мудрого и принципиального политика, решения которого всегда носили взвешенный и справедливый характер, а диалог власти и общества всегда строился на конструктивной, открытой и честной основе, очень надеемся, что только Ваше участие поможет найти выход из сложившейся ситуации.

В настоящее время рынок наружной рекламы в Санкт-Петербурге представлен десятком основных компаний-операторов, а также рядом рекламных агентств и производств в области металлообработки, электро- и светодиодных технологий, неона и полиграфии, в которых трудятся в общей сложности не менее десяти тысяч человек. С учётом глубокой производственной интеграции отрасли в экономику города, заказы, так или иначе связанные с наружной рекламой, обеспечивают работой сотрудников десятков компаний малого и среднего бизнеса, конструкторских и проектных бюро, дизайн-студий и полиграфических производств.

Ежегодные поступления в бюджет Санкт-Петербурга от этого вида деятельности составляют, по разным оценкам, более 3 млрд руб. (в т. ч. в виде стандартных прямых налоговых отчислений коммерческих организаций, а также платежей в ГУП «Городской центр размещения рекламы»). Только на проведении торгов в форме аукциона на перезаключение договоров с операторами город планировал заработать не менее 1520 млрд руб. при стартовой стоимости лотов 9 млрд руб.

При этом операторы наружной рекламы несут существенную социальную информационную нагрузку, фактически обеспечивая диалог между властью и обществом. Участвуют в политической жизни города и избирательных кампаниях, традиционно самым активным образом помогают в оформлении города ко всем городским социально-значимым праздникам и событиям.

17 апреля 2014 г. постановлением правительства Санкт-Петербурга (№ 266 «Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга») была утверждена Схема размещения рекламных конструкций.

Тем не менее проведение торгов в Санкт-Петербурге в соответствии со ст.19 п.5.1 ФЗ «О рекламе» в настоящий момент не представляется возможным в связи с протоколом заседания правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения от 1 августа 2014 года (прилагается), который обязывает обеспечить соответствие утвержденных субъектами РФ схем положениям ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы».

Таким образом, следуя формальным положениям указанного документа, весь рынок наружной рекламы Санкт-Петербурга по не зависящим от него причинам оказался вне рамок правового поля. Этот факт даёт все формальные основания правоохранительным и надзорным ведомствам считать размещённые в городе рекламоносители незаконными и применять соответствующие меры административной ответственности. Более того, внесение же изменений, предусмотренных ГОСТ Р 52044-2003, в принятую правительством города в апреле схему – фактически уничтожит отрасль наружной рекламы как таковую, приведет к существенным бюджетным потерям, сокращению тысяч квалифицированных сотрудников, оказавшимся без работы, а так же самым серьезным образом скажется на инвестиционно-экономических показателях города.

При этом в подавляющем большинстве субъектов РФ, в т. ч. в Москве, при подготовке схем, руководствуясь разъяснениями Министерства промышленности и торговли РФ, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ, указывающими на рекомендательный и добровольный характер применения положений ГОСТ, критичные для города положения этого документа, во внимание не принимались. Более того, технический регламент стран Таможенного союза, введение которого намечено на февраль 2015 г., также содержит ссылку на рекомендательный характер применения положений ГОСТ, странами участникамисоюза.

Принимался во внимание и сам факт катастрофичности последствий применения ГОСТа в существующей редакции.

Тем не менее лоббистский документ, носящий фактически запретительный характер, разработанный ещё в 2003 г., многократно отправлявшийся на пересмотр и доработку, имеющий очень спорную правовую практику и решения судов разных инстанций, фактически прекращает существование наружной рекламы в Санкт-Петербурге как таковой.

Апогеем несуразности вводимых ГОСТом запретов стала невозможность размещения даже павильонов ожидания городского транспорта, которые во всех крупных городах РФ устанавливались без привлечения бюджетных средств на инвестиционной основе компаниями операторами наружной рекламы. В этой связи в Санкт-Петербурге должно будет демонтироваться более 1700 павильонов, не соответствующих его положениям. Город вынужден будет нести существенные затраты на установку социальных остановочных павильонов, из бюджета теряя сотни миллионов рублей.

Следствием таких решений станет невозможность доступа к рекламному ресурсу основных городских инвесторов и налогоплательщиков, таких как Газпром, Сбербанк и ВТБ, а также автомобильных производителей, имеющих свои заводы в Санкт-Петербурге, и строительных компаний, активно инвестирующих в инфраструктуру города. Российские производители, выходящие на рынок в период острого экономического кризиса и торгового эмбарго с замещающими продуктами, призванными снизить негативные последствия санкций ЕС, также окажутся в дискриминационном положении по отношению к раскрученным европейским брендам. Все эти обстоятельства противоречат государственной политике в этой области и ведут к острому ухудшению инвестиционного климата в городе.

В связи с указанными выше обстоятельствами, просим Вас, уважаемый Георгий Сергеевич, принять личное участие в сложившейся ситуации, определить время встречи с операторами наружной рекламы, с целью выработки решений, направленных на преодоление критической ситуации в отрасли. В частности, предлагается следующий комплекс мер:

  • подготовить обращение на председателя Правительства РФ Медведева Д. А. с просьбой о приостановке действия ГОСТ Р 52044-2003 в существующей редакции и дальнейшем пересмотре его положений как документа, не влияющего на безопасность дорожного движения, но имеющего колоссальные негативные социально-экономические последствия для субъектов РФ;
  • ввести мораторий, направленный на сохранение отрасли в существующем виде на период до шести месяцев с целью преодоления фатальных для нее правовых противоречий.

Соответствующие обращения уже направлены нами в адрес Полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Булавина В. И., а так же уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, бизнес омбудсмена – Титова Б. Ю.

С искренним и глубоким уважением,
от имени операторов наружной рекламы Санкт-Петербурга

руководитель Северо-Западного отделения
Национальной ассоциации визуальных коммуникаций,
руководитель представительства Russ Outdoor
в Санкт-Петербурге и СЗФО,
Рябовол Владимир

Президент Ассоциации операторов наружной рекламы
в Санкт-Петербурге, председатель комитета рекламы
Торгово-промышленной палаты СПб,
генеральный директор ЗАО «Постер»
Опарин Кирилл