amo@viraj-spb.ru +7 812 455-41-02

На рекламном рынке Москвы может остаться всего две компании

Проект Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в го­роде Москве планируется рассмотреть на заседании московского правительства уже в ближайший вторник, 2 октября, сообщил РБК daily источник в город­ской администрации. Утвердить их собирались еще в конце августа, однако сроки рассмотрения проекта пришлось отложить — рекламное сообщество, ознакомившись с текстом, подвергло документ резкой критике.

Дело в том, что разработанные мэрией правила устанавливают ограниченный перечень допустимых в столице рекламных конструкций (см. инфогра­фику). Носители, которые остались за рамками, принадлежат преимуще­ственно МСБ.

К примеру, высокотехнологичные конструкции размером 2,4х1,8 м, с которыми работают только малые и средние компании, не позволят устанавливать внутри Садового кольца. В то же время афишные стенды, которые также относятся к малому формату, не имеют ограничений по зонам размещения и являются менее технологичными, говорит руководитель секции наружной рекламы Гильдии предприятий торговли и услуг Московской Торгово-промышленной палаты Севиль Эфендиева. Первые конструкции используются только малым бизнесом, вторые — крупными игроками, в частности Russ Outdoor, добавляет она. Также в список не попали светодиодные экраны, которые также эксплуатируются исключительно МСБ.
Конструкции (суперсайты) размером 15х5 м в перечень включили. «Они есть только у Russ Outdoor. Остальные размеры в проекте отсутствуют», — приводит пример генеральный директор компании IVM Дмитрий Пименов.
Еще более наглядно курс на монополизацию рынка иллюстрирует история с так называемыми тумбами для рекламных конструкций, добавляет источник, знакомый с ситуацией. «Так, в списке проекта значатся тумбы высотой 3,5 м (как у Russ Outdoor). В то время как тумбы других размеров — 3,7 или 3,9 м, которые есть, к примеру, у более мелких Simon или «Веры-Олимп», — в него не вошли. Некоторые конструкции будто прописаны и под другого крупного игрока — Gallery Group. Но их доля значительно меньше», — добав­ляет собеседник издания.

О том, что документ содержит коррупциогенные факторы, говорит и независимое исследование центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл». «В проекте содержится ограниченный перечень рекламных конструкций, тогда как ФЗ «О рекламе» не содержит какие-либо ограничения в использовании технических средств стабильного территориального размещения для распространения рекламы, в случае если рекламная конструкция и ее территориальное размещение соответствуют требованиям технического регламента», — отмечается в исследовании.

Противоречить нормам федерального законодательства столичной мэрии не впервой. «В свое время Москва выпустила запрет по видам конструкций по типам сетки, хотя ФЗ разрешал использовать такие конструкции. Дело закончилось судебным разбирательством», — вспоминает Виталий Богомолов из «Клишин и партнеры».

На московском рынке наружной рекламы сейчас работают порядка 46 компаний МСБ. «Рынок наружной рекламы будет убит», если проект примут, утверждает источник РБУ daily. Впрочем, «во всем мире есть монополия, обычно один-два оператора на всю страну», добавляет он.

По данным «ЭСПАР-Аналитик», Russ Outdoor контролирует около 20% российского рынка, Gallery Group — в разы меньше, около 5%. Ни от одной из компаний получить оперативный комментарий не удалось. По сведениям участников рынка, до определенного времени не было ознакомлено с проектом и столичное УФАС. От ведомства получить оперативный комментарий не удалось.

В столичном департаменте СМИ и рекламы (ответственный за разработку проекта) проблемы не видят. По словам главы ведомства Владимира Черникова, сейчас в правительстве идет процесс обсуждения и согласования. Чиновник также опроверг информацию о том, что проект может быть рассмотрен на ближайшем заседании правительства. «Типы конструкций обсуждались совместно со специалистами, учитывался опыт размещения. В интересах города — все упорядочить, улучшить облик, унифицировать его», — поясняет г-н Черников.

«Стремление города к унификации — очередное слабое оправдание мэрии, — спорит источник РБК daily. — Странно разрешать использовать конструкцию размером 15х5 м и на 15х2 накладывать эмбарго. Хотя разницы между ними существенной нет».

По словам г-на Черникова, вопрос с рынком наружной рекламы должен решаться в рамках конкурентных процедур — через конкурсы и аукционы, «они и определят победителя». В то же время отдельное количество лотов будет разыграно для МСБ, успокаивает чиновник. Правда, участники рынка в радужные перспективы все равно не верят. «На сегодняшний день Москвой проведено два аукциона на рекламу в метрополитене и общественном транспорте и объявлен новый аукцион на афишные стенды в количестве 7,5 тыс. штук. Все эти аукционы проводятся одним лотом по монопольно высоким ценам, искусственно ограничивающим доступ МСБ к ним», — говорит г-жа Эфендиева.

Рейтинг: 9.7 из 10 (отзывов: 89)