amo@viraj-spb.ru +7 812 455-41-02

Удвоение “Одноклассников”

Ожидания рынка были более скромными, считает председатель правления “Финама” Владислав Кочетков: никто не предполагал, что в кризисном 2009 году “Одноклассники” сумеют более чем удвоить доходы. Но сеть активно привлекала рекламодателей, проводила много промоакций, вот и результат, думает он. Например, в 2009 г. в “Одноклассниках” рекламировалась МТС и очень довольна этим сотрудничеством, говорит представитель сотовой компании. По его словам, “Одноклассники” предложили “интересные” условия.

У аналитика “Тройки диалог” Анны Лепетухиной другая версия. В конце 2008 г. “Одноклассники” ввели множество платных сервисов: платной стала регистрация, размещение фотографий, появилась возможность дарить виртуальные подарки. Именно платные сервисы, скорее всего, вырастили выручку сети, считает Лепетухина: ведь рост рекламного рынка в 2009 г. составил всего 4% (данные Ассоциации коммуникационных агентств России). А рост чистой прибыли мог быть связан с замедлением темпов увеличения числа пользователей “Одноклассников”, полагает Кочетков, — снизились издержки на развитие инфраструктуры и персонал. Лепетухина согласна: в кризис компания могла сокращать издержки или, например, расплатиться по кредитам. Действительно, по итогам 2009 г. у “Одноклассников” нет финансовой задолженности (есть только 333,8 млн руб. долгов перед поставщиками), хотя годом ранее задолженность компании по кредитам составляла 95,3 млн руб.

Близкий к “Одноклассникам” источник объясняет: в 2008 г. компания только начинала зарабатывать, продавая рекламу, а в 2009 г. научилась продавать ее “пакетами”, добавила рекламные места (где можно размещать баннеры), заработали платные сервисы.

Сравнить показатели “Одноклассников” не с кем. Mail.ru результаты своей социальной сети “Мой мир@Mail.ru” не выделяет. Гендиректор Mail.ru Дмитрий Гришин говорит лишь, что эта социальная сеть больше зарабатывает на платных сервисах, чем на рекламе. “В контакте” также не делится данными, а в “СПАРК-Интерфаксе” пока опубликованы лишь результаты 2008 г. — 161 млн руб. ($5 млн) выручки и 142,2 млн руб. ($4,5 млн) чистой прибыли. Кочетков оценивает выручку “В контакте” за 2009 г. в 1,2-1,5 млрд руб. ($37,9-47,4 млн), а чистую прибыль — в 200-250 млн руб. ($6,3-7,9 млн). Но данные очень приблизительные, поскольку о “В контакте” мало информации, подчеркивает он. За год с апреля 2009 г. около $10 млн могла принести “В контакте” только одна игра “Счастливый фермер” от компании I-Jet .

“Одноклассники” начали продвигать игры только в апреле этого года. По словам Беляевой, уже на старте они показали хорошие результаты и компания ожидает “дальнейшего роста”. Ранее близкий к акционерам “Одноклассников” источник рассказывал “Ведомостям”, что игры в этой сети монетизируются намного лучше, чем в “В контакте”: у нее более состоятельная, взрослая и привыкшая платить аудитория. С этим согласен основатель компании — разработчика игр для соцсетей Drimmi Никита Шерман.

Поиск теряет прибыль

По данным “СПАРК-Интерфакса”, выручка “Яндекса” в 2009 г. (РСБУ) выросла на 13,7% до 9,3 млрд руб., а чистая прибыль снизилась на 9,3% до 2,5 млрд руб.

ООО “Одноклассники”

социальная сеть

Акционеры: 100% — у британской odnoklassniki ltd, 60% которой — у Forticom Group (75% — у DST Юрия Мильнера, Григория Фингера и Алишера Усманова), 40% — у Ирины и Альберта Попковых.
Финансовые показатели (РСБУ, 2009 г.): выручка — 1,54 млрд руб., чистая прибыль — 366,4 млн руб.


Анастасия ГОЛИЦЫНА

Рейтинг: 9.7 из 10 (отзывов: 89)