Племянник Малевича недоволен результатами сенсационного открытия Третьяковской галереи

Результаты самых последних исследований, как сообщает телеканал «Культура», были представлены на международной конференции, посвященной столетию таинственного произведения искусства. Екатерина Воронина, Ирина Рустамова и Ирина Вакар рассказали о том, что им удалось расшифровать надпись на «Черном квадрате». По мнению музейщиков, под слоем краски на картине значится «Битва негров в темной пещере». Таким образом, картину Малевича можно считать диалогом художника с французским писателем и эксцентриком Альфонсом Алле, написавшим в 1882 году картину «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», представляющую собой такой же черный квадрат.

«Сенсационное исследование» не обрадовало искусствоведов, посчитавших, что открытие не столько сенсационное, сколько вредное.

«Никаких негров под «Черным квадратом» не было и нет. Я в это не верю. Картина уже неоднократно побывала под рентгеновскими лучами, и, конечно же, никто никто ничего не находил, – заявил внучатый племянник Казимира Малевича, биограф художника Станислав Богданов. 

Арт-критик Константин Бабулин выразил солидарность с мнением Богданова. По мнению Бабулина, найденная перекличка картины Малевича с работой «Битва негров в темной пещере» (если она действительно имела место быть) обесценит значимость «Черного квадрата» для мировой живописи. 

«Сейчас идет попытка упростить всё И эта попытка упрощения явно не пойдет на пользу «Квадрату». Если мы будем продолжать утверждать, что работа Малевича имела отношение к «Битве негров», это значит, что полотно написано ради шутки, а следовательно, не имеет права претендовать на культурную значимость», – отметил Бабулин.

Специалисты напомнили, что до Малевича существовало великое множество «Черных квадратов». К самым знаковым можно отнести полотно Роберта Фладда, «Великая тьма», написанное еще в XVII веке; абсолютно черное творение Гюстава Доре «Сумеречная Россия», созданное в XIX веке; а также юмористические и неполиткорректные по нынешним временам «шедевры» Пола Билхолда «Ночная драка негров в подвале» и «Битва негров в пещере темной ночью» Альфонса Алле, написанные в конце XIX века. Однако, по словам Бабулина, «ни одно из этих полотен не произвело такого эффекта, как «Черный квадрат» Малевича, который, без сомнительных юмористических коннотаций считался шедевром уровня «Моны Лизы» Да Винчи». 

При этом критика искусствоведов не коснулась самого факта обнаружения одного или нескольких живописных полотен под «Черным квадратом».

«Это общеизвестно и ни для кого не представляет новости. По трещинам, которые появились со временем на картине, понятно, что под слоем черной краски есть еще один живописный слой», – отметил Богданов. 

Член союза архитекторов Москвы Александр Панкин назвал исследование «совершенно фантастическим»: «Оно меняет многие представления о «Черном квадрате». Раньше была версия о том, что «Черный квадрат» был создан спонтанно. Новые исследования Ворониной показали, что это была не эвристическая находка, а долгий и рациональный путь художника». 

В том числе Панкин отметил, что новое исследование шедевра позволяет по-другому взглянуть на роль белого цвета и задуматься о том, «Черный квадрат» с таким же успехом мог бы называться и белым. 

Представители Третьяковской галереи от комментариев отказались, но приняли решение собрать срочную пресс-конференцию, на которой журналисты смогут получить ответы на все вопросы относительно того, что же все-таки нашли под шедевром Малевича и насколько это важно.