amo@viraj-spb.ru +7 812 455-41-02

Пользователи соцсетей шпионят сами за собой

Виртуальное пространство все активнее захватывает повседневную жизнь обычных людей. Однако опасности оно представляет вполне реальные. Взять, к примеру, социальные сети: пользователи и так выдают им часть персональных данных — от имени и возраста до привычек и места жительства. Однако последние исследования виртуальной среди свидетельствуют, что и тайное может легко стать явным. Как пишет журналистка TIME Майя Шалавиц, даже обычный “Like” в сети Facebook может рассказать о человеке куда больше, чем тот хотел бы. “Комментарии” предлагают разобраться, как то, что обыватель “лайкает” в данной социальной сети, может с поразительной точностью рассказать о нем все, начиная от расы и сексуальной ориентации и заканчивая политическими взглядами и психологическим типом личности.

Исследователи из Лаборатории психометрии Кембриджского университета и компании Microsoft Research Cambridgе изучили данные более 58000 участников, пожелавших взять участие в Фейсбук-приложении “myPersonality”. В нем подписчики разрешили доступ к своему списку “лайков” и к результатам онлайн-тестов, предварительно пройденных по просьбе ученых. Исследователи же хотели выяснить, может ли общедоступная информация, имеющаяся на многих страницах сети, раскрыть то, что пользователи предпочитают держать при себе. Например, данные о своей сексуальной ориентации, этническом происхождении, политических взглядах, вере, личных чертах, употреблении психоактивных веществ (в том числе сигарет, алкоголя и наркотиков) и уровне интеллекта.

С помощью специального алгоритма “лайки” были сопоставлены со списком предпочтений того или иного пользователя. В результате чего ученые смогли с вероятностью в 95% предугадать, является ли человек белым или черным, с 88% вероятностью — является ли он геем. С точностью в 85% было определено, каких политических взглядов — демократических или республиканских — придерживается испытуемый. В 93% случаев список “лайков” правильно указал на пол респондента. Возраст удалось выяснить с точностью в 75%. Кроме того, набор интернет-предпочтений позволил выявить склонность к употреблению наркотиков (65%) и употреблению алкоголя (70%).

“Главное, что мы нашли, — это возможность предсказать очень широкий спектр индивидуальных особенностей и предпочтений на основе, казалось бы, простых и универсальных типов данных об онлайновом поведении, таких как “лайки” в Facebook”, — рассказывает Михал Косински, директор по операциям Психометрического центра Кембриджского университета и консультант Microsoft по машинному обучению.

Некоторые взаимосвязи были очевидны: геи “лайкали” кампании против гомофобии, демократам нравился Обама. Однако другие зависимости оказались куда менее предсказуемыми и требующими более глубокого анализа. Так, любовь к “фигурным фри” или “грозе” была тесно связана с высоким уровнем интеллекта, в то время как поклонники магазинов Sephora (французская сеть магазинов косметики — “Комментарии”), сообщества “Мне нравится быть мамой” или бренда Harley Davidson оказались менее смышлеными. Гетеросексуальные мужчины оказались дивным образом связанными с такой характеристикой, как “чувствую себя потеряшкой после пробуждения от дремоты”.

Связи могут быть совершенно случайны или неочевидны, говорит Косински. Но польза от этих беспристрастных данных выражена в свидетельстве того, что ассоциации вызывают взаимосвязь между предпочтениями и поведением, которая не всегда кажется логичной. “Фишка в том, что компьютер может быть полностью политнекорректным, — объясняет Косински. — Это не специально подобранные выводы, это работа неконтролируемого компьютера, у которого нет никаких стереотипов” Например, касательно предпочтения фигурных фри, это может быть вопрос культуры. “Может, это такая онлайн-шутка, по каким-то причинам распространенная в какой-то общности людей с высоким интеллектом”, — размышляет эксперт (сам Косински утверждает, что не любит фигурные фри, но и Harley Davidson тоже не любит).

Исследование также показало, что “лайки” были прочно связаны с личными чертами пользователей. Открытость к опыту, который включает в себя возбуждение от разнообразия и новизны, а также интеллектуальное любопытство были почти так же хорошо выявлены “лайками”, как и непосредственными измерениями с помощью психологических тестов и предшествующим им исследованиям.

Между тем, не смотря на всю интригу, исследование дало повод для беспокойства по поводу последствий такой откровенности для частной жизни. В качестве примера Косински приводит ситуацию, когда представители розничной торговли использовали подобные базы данных, на их основе предугадали, кто из потребителей ждет ребенка, а затем предоставили им скидки и купоны на детские и сопутствующие товары. Правда, в одном случае девушка-подросток, скрывавшая от семьи свою беременность (и в окружении которой добрачные связи считались неприемлемыми), посчитала такой обильный поток “неприличных” предложений слишком навязчивым и нарушающим границы ее частной жизни.

“Наши результаты также свидетельствуют, что эти предугадывания потенциально могут быть очень назойливыми”, — отмечает Косински. Добавляя, что поддерживает меры по предупреждению таких проблем: “Есть технические возможности обеспечить людям полный контроль над их данными. И технологии могут быть разработаны таким образом, что злоупотребить такими данными не получится”.

С другой стороны, когда речь идет о научно-исследовательской деятельности, то кладезь информации о поведении человека, доступный в интернете, может стимулировать новые достижения и открывать новые направления для исследований.

Так, упомянутая странная связь между сексуальной ориентацией и последремотной путаницей в голове могла возникнуть, например, в результате неких ранее неизвестных биологических различий между гомо- и гетеросексуалами. Это всего лишь гипотеза, и она так же легко может быть вообще случайным результатом. Однако без этих данных даже трудно было бы предположить, что кто-либо когда-либо додумается исследовать такую возможность.

В настоящее же время исследования дают ясно понять: люди должны знать то, как компании и организации, с которыми они делятся “лайк”-информацией, могут в конечном итоге использовать эти данные. И многое предстоит сделать, чтобы защитить потребителей от недобросовестного применения таких знаний. Но, с другой стороны, понимание скрытых значений наших желаний также может в конечном счете рассказать многое о нас же самих.

Рейтинг: 9.7 из 10 (отзывов: 89)