Банкам снижают рентабельность рекламных уловок

По мнению банковского сообщества, штрафы являются несоразмерными нарушениям и повлекут за собой уход части банков с рынка. Об этом говорится в заключении Национального совета финансового рынка (НСФР) на законопроект Климова, направленном в Совет Федерации, Центробанк, Минфин, а также МЭР (есть у «Известий»). НСФР надеется повлиять через адресатов на депутатов.

Законопроект об ужесточении санкций за нарушение законодательства о рекламе был внесен Виктором Климовым в Госдуму 24 октября 2014 года. Как говорится в пояснительной записке к документу, нарушения закона при рекламе финансовых услуг лидируют в списке нарушений в рекламе: на сегмент приходится 25% нарушений.

— Закон о потребкредите, который вступил в силу 1 июля 2014 года, обязал банки раскрывать всю значимую информацию о займах (процентные ставки, полная стоимость кредита, переплата, штрафы за просрочку, стоимость услуг страхования и др.) в местах оказания услуг и кредитных договорах, но не в рекламе, — говорится в пояснительной записке. — Привлеченные заманчивыми процентными ставками, россияне продолжают жить в долг, не понимая, что кроется за заманчивыми лозунгами. В 2013 году банки потратили на рекламу своих услуг 14 млрд рублей.

Они стараются привлечь клиентов при помощи участия знаменитостей в рекламных роликах, творческих находок и т.п., но часто их реклама вступает в противоречие с законодательством, так как не предоставляет заемщикам полной и достоверной информации и умалчивает об условиях оказания сопутствующих услуг — в результате заем становится значительно дороже, чем написано в рекламном плакате. Штрафы, налагаемые на банки за нарушения судом, незначительны — в среднем 113 тыс. рублей. Они не являются веской причиной для соблюдения закона.

В заключении НСФР указано, что штраф в размере 500 тыс. рублей установлен в КоАП за гораздо более серьезные нарушения, чем при рекламе финуслуг, — например, за рекламу лекарственных средств. Законопроектом же установлена планка в 1 млн рублей для банков несоразмерно общественной опасности правонарушения. По мнению НСФР, может сложиться ситуация, что банк начнут штрафовать на суммы в 1 млн рублей за нарушения, повлекшие ущерб на меньшие суммы, или за размещение рекламы, не влекущей негативных последствий для граждан. НСФР пишет, что поправка негативно скажется на средних и малых банках, приведет к их уходу с рынка.

НСФР сомневается в статистических аргументах Климова и отмечает, что законопроект не вводит ответственности для компаний, которые не имеют лицензии для работы на финрынке, но рекламирующие свои услуги, — например, псевдомикрофинансовых организаций, которых нет в реестре ЦБ и которые вешают объявления «Кредит за 5 минут» на столбах.

Зампредседателя комитета Госдумы по финрынку Дмитрий Савельев (фракция ЛДПР) поддерживает законопроект Климова. По его мнению, нужно вводить для банков повышенные штрафы за нарушение закона о рекламе — чтобы им было неповадно обманывать потребителя. Савельев считает, что в рекламе финансовых услуг кредитных организаций должны содержаться все ключевые условия, которые могут повлиять на переплату по займу — например, ставка и полная стоимость ссуды. Также до граждан должна доводиться информация о суммах штрафов за просрочку, считает Савельев. По его мнению, тем банкам, которые предлагают заемщикам «троянского коня», замалчивая обо всех условиях по кредиту, не место на рынке. Савельев поясняет, что такая позиция обусловлена массовыми обращениями граждан, прежде всего пожилых людей, в Госдуму по вопросам рекламы банков.