amo@viraj-spb.ru +7 812 455-41-02

Битва за Москву

Москву уже трясло от дурных генпланов, о чем свидетельствовал Архнадзор и другие эксперты. Теперь столице угрожает еще один враг: дурной дизайн.

В вечевой колокол звонит известный дизайнер, инициатор конкурса логотипов "MOSCOW" Эркен Кагаров. Мы публикуем его открытое письмо в Фейсбуке и приглашаем читателей к обсуждению проблемы.

"Это письмо я написал в прошлый четверг, пока оно обсуждалось (у членов АБКР много разных мнений) появилось очень близкое вот тут за него можно проголосовать, как я понял. Но свое опубликую, зря я его, что ли, писал до пяти утра.

Итоги последних государственных конкурсов и проектов и общий принцип принятия решений в сфере, касающейся брендинга, рекламы и дизайна, творчества вообще, вызывают у профессионалов удивление крайне низким уровнем результатов и спорностью принятых решений.

Таких примеров много, например, проект табличек с наименованием улиц и номеров домов в Москве, разработанный Москомархитектуры, который вызвал негативную оценку специалистов в связи с их низкой информативностью, высокой сложностью, неоправданной дороговизной конструкции и низким художественным уровнем.

Это недолговечная, неэстетичная и практически бессмысленная окраска бордюров во дворах масляной краской.

Это множество неудобных и малоинформативных сайтов госуслуг и прочее.

Последняя работа, вызвавшая огромный резонанс - конкурс на концепцию и логотип туристического продвижения России.

Причин у этих проблем, на наш взгляд, несколько.

Первая - необходимость проводить конкурс в соответствии с 94 Федеральным законом, где ключевой характеристикой для выбора победителя является низкая цена. Само по себе это неплохо, однако в творческих конкурсах, такой подход часто приводит к победе самых низкоквалифицированных людей и компаний, а зачастую и просто аферистов.

Вторая - в большинстве случаев решение принимают чиновники, которые при всем желании не могут обладать компетенциями во всех областях и заменить экспертов. Сама система принятия решений чиновниками, в областях, где требуется экспертиза специалистов - порочна.

Поэтому мы предлагаем добиться внесения изменений в 94 Федеральный закон, а именно: создания региональных и федеральных выборных экспертных советов для принятия работ, выполняемых за бюджетный счет; возможность учета в квалификационных требованиях к участникам индекса цитирования в ведущих профессиональных СМИ, количества полученных призов на основных выставках, конкурсах и фестивалях; требование обязать информировать о начале проведения важнейших (по цене или значению) конкурсов наиболее авторитетные отраслевые СМИ.

Также мы предлагаем аннулировать результаты конкурса на концепцию и логотип туристического продвижения России, провести новый, неоплачиваемый конкурс с широким освещением его в СМИ, созданием экспертной комиссии для выбора лучших работ и народного голосования для определения победителя.

Мы предлагаем всем, для кого небезразлична эта проблема, подписать это письмо, помочь его максимально распространить и вместе добиться изменений.

Проблема 8260: Уважаемые господа, Редко когда создание логотипа может касаться каждого. Но сегодня, 10 августа 2012, именно такой случай был".

P.S. Дизайн - кожа города, и по нему можно ставить диагноз и телу, и духу. Вопросов масса: протестовать или идти с готовым предложением? "Пробивать" конкурс или устроить его самим, предложив готовое решение, признанное дизайн-сообществом? Как выбирать экспертов и мастеров? Справятся ли дизайнеры и бренд-менеджеры с такой проблемой одни?

На наш взгляд, работа даже над одним логотипом носит комплексный характер, ибо продажа территориального бренда как "колбасы", исходя из современных потребностей неких "фокус-групп" к столице подходит меньше всего. Москва - это сверхтерриториальный знак, завязанный на национальной идеологии, традиции, русском космизме и футуризме, на мельчайших оттенках симфонической многоукладности.

Среди экспертов должны быть те, кто мыслит не годами и не десятилетиями, нужны философы, художники, архитекторы, москвоведы, культуртрегеры в высоком смысле слова - люди, пропитанные Москвой, хорошо чувствующие и знающие стилистику и дух города. Без их знаний и интуиции самый прекрасный дизайн будет выглядеть маской.

Вместе с тем, есть детали и нюансы, которые могут подметить только дизайнеры - люди, профессионально работающие с пространствами и поверхностями, знаками и языками. Неудивительно, что они подняли голос за умную, красивую, неповторимую, не уродливую, скучную, расхристанную Москву. За лицо России, между прочим.

Друзья, мы приглашаем вас к обсуждению проблемы. Ни одно конструктивное замечание не останется без внимания. Это тот случай, когда краудсорсинг оправдывает себя в полной мере.

Рейтинг: 9.7 из 10 (отзывов: 89)