amo@viraj-spb.ru +7 812 455-41-02

МТС осталась без щита

Ранее, в июне, проверку финансово-экономической деятельности «Уздунробиты» начала Генпрокуратура Узбекистана, несколько топ-менеджеров оператора были задержаны. В штаб-квартире МТС расценивают действия узбекских властей как «необоснованную атаку на бизнес российского инвестора».

В Узбекистане МТС, по собственной оценке, занимает 39% рынка. По итогам 2011 года выручка узбекского бизнеса достигла $441 млн, OIBDA – $231 млн, что составляет соответственно 3,6 и 4,5% показателей всей группы. При этом МТС сейчас еще и является крупнейшим в Узбекистане оператором наружной рекламы: с сентября 2009 года российская группа является собственником компании Colorit Design Inc., владеющей более 1 тыс. щитов по все стране, 600 конструкций сити-формата и сетью из 13 светодиодных экранов. Сейчас мониторингом наружной рекламы в Узбекистане никто не занимается. В 2009 году, по данным узбекского маркетингового агентства De Facto, Colorit Design был первым по выручке – его доход оценивался в $2,1 млн. Для сравнения: выручка его ближайшего конкурента – JCDecaux Uz – тогда не превышала $761 тыс.

Банковские счета Colorit Design сейчас заблокированы, сообщили «Ъ» в компании. До 85% своих поверхностей она отводила под рекламу МТС, оставшиеся предназначались другим клиентам. Постеры МТС сейчас сняты, реклама некоторых других клиентов в рамках ранее заключенных договоров по-прежнему висит, но технически обслуживать конструкции практически невозможно, признают в Colorit Design. Свое будущее в компании напрямую связывают с тем решением, которые власти республики примут по «Уздунробите». В настоящий момент Colorit Design оказывает рекламные услуги «в рамках имеющихся у нее возможностей», сообщили в штаб-квартире МТС. Colorit Design, как и «Уздунробита», неоднократно проверялась, и ее деятельность не вызывала никаких нареканий, говорит пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко.

Собственные конструкции в Узбекистане есть не только у МТС, но и у такого крупного рекламодателя, как Coca-Cola. По словам директора De Facto Азиза Буриева, в 1990-е годы свободных рекламных поверхностей не хватало, и американская компания стала устанавливать собственные. Покупка рекламной конструкции зачастую соизмерима по стоимости с годовым размещением рекламы, уточнял господин Буриев. Но МТС заплатила за Colorit Design в 2009 году колоссальную по местным меркам цену – $39,654 млн. Затраты на всю наружную рекламу в Узбекистане в том году De Facto оценивало лишь в $15 млн. Агентство ZenithOptimedia приводит еще более скромные цифры — $11,5 млн в 2009 году. В последующие годы расходы на наружку, по версии ZenithOptimedia, увеличивались на 7–15%. Прогноз на этот год – прирост на 10%, до $15,5 млн.

При покупке Colorit Design в $2 млн был оценен сам бренд, а в $27,1 млн – гудвилл (репутация, связи, влияние и пр.), следует из отчетности МТС. Практически половина маркетинговых затрат «Уздунробиты» приходится на наружную рекламу, и покупка Colorit Design позволила снизить операционные расходы на рекламу, поэтому для МТС это была очень эффективная инвестиция, отмечает госпожа Кузьменко.

Из российских медиакомпаний в Узбекистане пытался работать холдинг «СТС Медиа». В 2007 году он в партнерстве с местной «Терра Групп» создал первый в этой стране негосударственный телеканал, но уже в 2010 году было принято решение прекратить операционную деятельность. Официальной причиной были названы неблагоприятные перспективы развития телерекламного рынка Узбекистана.