Брендмобили: финиш или пит-стоп?

 

Вот и Сергей Мавроди, пытаясь реанимировать печально знаменитую пирамиду, начал её новую раскрутку именно с частных автомобилей – благо, реклама на них пока не противоречит закону. Кстати, депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Алексей Тимофеев, который обращался к губернатору города с просьбой убрать с улиц рекламу новой финансовой пирамиды, уверен, что Мавроди тратит на это не менее миллиона долларов в месяц. Он не зря остановил свой выбор на автобилбордах – борьба с ними сегодня напоминает скорее схватку с ветряными мельницами. Это показывает опыт Москвы. Ещё в июне прошлого года столичное правительство распорядилось бороться с незаконной рекламой, в том числе на автомашинах.

 

В столице сегодня их насчитывается около 200. «Эвакуация их возможна только в случае нарушения ПДД, – рассказал «Парламентской газете» пресс-секретарь Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы Владимир Яковлев. – Но, согласно законодательству, владельцы этих автомобилей вправе забрать их со штраф-стоянки, заплатив незначительный штраф. А потом в 99% случаев «газели» возвращаются на прежнее место. Но город, безусловно, должен быть очищен от брендмобилей, которые засоряют улицы, мешают движению транспорта и пешеходам».

 

Что касается передвижной рекламы, которая не стоит «на якоре», а мотается по Москве, то, по мнению чиновников, должен быть произведён её учёт. «Он нужен прежде всего для того, чтобы облик города не превращался в «лоскутное одеяло». Кроме того, есть большая вероятность, что передвижная реклама на улицах города отвлекает водителей, ставит под угрозу безопасность движения. Чтобы не быть голословным, нужно провести исследования на эту тему, и такая возможность нашим департаментом не исключается», – предложил Владимир Яковлев.

 

Между тем региональные власти надеются, что все точки над i с незаконной рекламой на автомобилях поставит законопроект, внесённый в Государственную Думу депутатом Виктором Звагельским. Согласно этим поправкам, шансы у стационарных брендмобилей остаться на улицах города приближаются к нулю. И судя по тому рвению, с которым власти крупных городов, прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга, принялись «зачищать» рекламные площади, проблем с реализацией закона возникнуть не должно.

 

Тем временем

 

Сейчас увеличить количество автобилбордов в столице не составит труда. В этом убедился корреспондент «Парламентской газеты», позвонив в пару рекламных агентств. По уверенному тону агентов было очевидно: дела идут.

 

Выяснилось, что средняя цена за то, чтобы оклеить борта условной «газели» рекламой, всего-то 15–18 тыс. руб. Это вполне подъёмная сумма не только для юридического, но и для физического лица. С рекламой-надстройкой сложнее – здесь, как сказали профи, нужен индивидуальный подход. «Стоимость зависит от многих вещей: какие размеры, нужна ли подсветка, есть ли готовый дизайн», – объяснил мне менеджер Олег. «А если мне на крышу машины большой плакат нужен?» – «Давайте размеры конструкции». – «Примерно такие же, как сама «газель». Может, чуть больше». – «Любой каприз за ваши деньги!» Оказалось, что и гарантия имеется – один год. Интересуюсь дальше: «А мне говорили, что плакаты на автомобилях незаконны... Вы об этом ничего не слышали?» Парень осёкся, но быстро нашёлся: «У нас жалоб не было. В любом случае размеры рекламы – ваши проблемы, мы только исполнители». В конце удалось-таки выяснить, во сколько обойдутся мне мои же «проблемы» – минимум 40 тыс. руб. за установку рекламной конструкции.

 

Мнение законодателя

 

Виктор Звагельский, заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству: «В действующем законе существует запрет на размещение подобной информации на переоборудованных машинах. Если, условно говоря, мы видим дом на колёсах, который рекламирует что-то или кого-то, то это незаконно. В новых поправках, которые разработаны и уже внесены мной в Государственную Думу, требования ещё больше ужесточены. Убираются всяческие лазейки, связанные в том числе и с тем, что сегодня, если машина не едет, а стоит, на ней можно размещать рекламные конструкции. Новым законопроектом все их виды на переоборудованных машинах предлагается запретить.

Что касается рекламных наклеек, то они законом регламентируются – такая практика существует во всём мире. Другое дело, что в законодательстве для некоторых запрещённых видов рекламы остаются необоснованные исключения. Например, информацию об алкоголе или табаке нельзя размещать на общественном транспорте, а на частных авто пока можно.

 

Особого внимания требует общественный транспорт. Реклама, размещённая на нём, на мой взгляд, просто недопустима. Мы говорим о рекламе, которая вводит потребителя в заблуждение, а это может быть что угодно – от несусветных процентов по кредиту до несбыточного обогащения, которое вновь пытается предлагать, например, записной шулер Мавроди. И антимонопольщики должны действовать в таких случаях жёстко.

 

Сегодня можно услышать мнения, что в перспективе надо убирать рекламу с любых автомобилей. Однако перед нами, законодателями, такой задачи пока не стоит. На сегодняшний день существуют заградительные нормы, прописанные в документах Госавтоинспекции. Например, если рекламная надстройка занимает более 30% объёмной части машины, то закон нарушен, если меньше – такая реклама разрешена.

 

Отмечу, что мы предлагаем изменения по разным видам наружной рекламы. Что касается рекламы на транспорте, то есть пожелание существенно увеличить штрафы за нарушение законодательства, касающегося использования транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, до одного миллиона рублей с конфискацией транспортного средства у юридических лиц.

 

И если наши предложения будут грамотно реализовываться, то убеждён: нарушать законы вряд ли кто-то рискнёт».