Рекламный звон

Позвони мне, позвони

Типичный расклейщик объявлений – тинейджер с сумкой через плечо. В сумке клей и пачка нарезанных бумажных листов разного содержания: от «куплю волосы» до «загранпаспорт, диплом, разрешение на оружие – недорого». Чтобы облепить объявлениями фонарный столб, у опытного расклейщика уходит всего несколько секунд, на остановку - меньше минуты. Некоторые – настоящие профи, такие не первыми приходят на свежеотмытую остановку, а, пропустив конкурентов, наклеивают свои объявления поверх чужих.

Борьба с расклейщиками традиционными методами неэффективна: максимум - оштрафуют на 100 рублей. При этом его еще надо поймать, потому штрафуют не часто. Чаще их просто матерят и отгоняют от своего дома сознательные граждане, но расклейщик воспринимает эти испытания философски, как издержки профессии.

Иногда в префектурах обтягивают фонарные столбы металлической сеткой (часто – банальной рабицей), что плохой выход. Об острые углы прохожие рвут одежду.

В итоге власти решили применить «китайский метод»: воздействовать не на исполнителей, а на заказчиков. Для этого создают call-центр, сотрудники которого будут сначала прозванивать номера, указанные в объявлениях. Удостоверившись, что номер действительно принадлежит автору объявления, его ставят на автодозвон. Проще говоря, каждые несколько минут будет раздаваться звонок с убедительной просьбой снять объявление и прекратить их расклейку.

Эксперты считают, что метод крайне эффективен, хотя и не лишен недостатков. Например, конкуренты могут устроить провокацию: снять ваше объявление с легальной доски и перенести туда, где расклеивать рекламу запрещено. Но издержки есть у любого проекта, над нюансами сейчас работают. В целом результат обещает быть позитивным, своего рода это телефонный прессинг, от которого не уйти. Рекламодатель может, конечно, сменить номер, но смысл? Прессовать начнут и по новому номеру. Звонит ведь не человек-оператор, а робот, так что автор объявления рискует разориться на сим-картах.

Начнут с районов у станций метро «Кузьминки», «Текстильщики», «Выхино», «Курская» и «Фили», где сейчас самая тяжелая обстановка из-за автовокзалов и станций пригородных электричек.

Когда проект запустят?

«С технической точки зрения, все готово, – заверили нас в департаменте информтехнологий (они работают совместно с департаментами транспорта и СМИ). – Фактически call-центр создан, но, как всегда, запустить его сразу не удастся – уйдет немало времени на согласования. Точное время начала обзвона сейчас никто назвать вам не сможет, вероятнее всего проект запустим этим летом».

На асфальте краской

«Вы хотите, чтобы ваше объявление светилось ночью? На асфальте на остановке транспорта...», – соблазняет безымянная интернет-фирма. Адреса нет, все контакты через почту. Заказчик вполне может и не увидеть исполнителя. Договариваетесь об условиях, оговариваете место, цвета и марки краски, оплачиваете изготовление трафарета – можно по безналу или с помощью платежки WebMoney.

Цена нанесения одного объявления формата А4 (стандартный лист бумаги или полстраницы газеты, который вы держите в руках) – от 100 до 1000 рублей. За сотню вам на тротуаре нарисуют простенькое одноцветное объявление. Счет за яркий и красочный логотип компании, нанесенный светонакопительной краской, легко превысит и тысячу рублей.

Оптом, конечно, дешевле: если одно объявление стоит 1000 рублей, то 100 объявлений – всего 10 тысяч. Велик соблазн разукрасить своим логотипом всю округу.

Каждый асфальторекламщик оговаривает минимальный заказ. Оценочно, в городе работает около двух десятков компаний, специализирующихся на асфальтовом граффити, которые берутся за заказы от 10 тысяч рублей. Но есть и мелкие, которые довольствуются малым и периодически демпингуют.

Удаление картинок тоже стоит денег: за смыв граффити размером А4 возьмут 200 рублей, растворить логотип в 1 кв. метр обойдется в 1500–2000 руб.

Рисунки на асфальте пока находятся в состоянии правового вакуума. С одной стороны, тротуар законодатель не включает в перечень рекламных носителей. С другой - и у асфальта есть хозяин, рисовать что-либо на частной или муниципальной собственности без договора с владельцем чревато штрафом. Хотя, как и в случае с расклейщиками, чтобы наказать рублем, надо поймать «художников» за руку. Что затруднительно, учитывая характер их конспирации. Заказ по электронной почте, оплата через WebMoney – концы в воду.

Теоретически, с этой напастью город может бороться посредством все того же телефонного прессинга. Но, скорее всего, до этого не дойдет. К лету, когда заработает call-центр, ожидаются поправки в федеральный закон «О рекламе». Планируется, что законодатель более четко регламентирует места, где можно и где нельзя будет в городе наносить рекламу на асфальт, а площадки будут распределяться на тендерной основе.

Брендмобили – за МКАД

Самые ощутимые достижения властей: в изгнании из города разрисованных рекламой машин, которые называют «брендмобилями» или «мобильными билбордами».

«У нашей «газели» притормозила полицейская машина, – рассказывает Мария, агент одного из крупнейших московских риелторских агентств. – У водителя поинтересовались: есть разрешение на рекламу на машине? Разрешения, конечно, не было. Сказали: проедем в участок. И нас тоже забрали: меня и нашу сотрудницу-«бутерброд» (человек, с двух сторон обвешанный рекламными щитами. – Ред.). За компанию».

По словам риелтора, полиция вела себя корректно: задержанных даже не поместили в «обезьянник», разрешив оставаться в машине. Потом приехал юрист компании.

«Нас отпустили, машину тоже отдали, но компания понесла финансовые потери, – заключает Мария. – И это не единственный случай. Слышала, что от «газелей» в нашей компании вообще хотят отказаться».

Когда сразу отпускают – еще мягкий вариант. Масштабная операция по вывозу с улиц города на спецстоянки рекламных «газелей» началась сразу после новогодних каникул. Народ охотно помогает полиции, «наводя» на машины, которые стоят на тротуарах и газонах. Счет идет на многие сотни. Иногда только за выходные на штрафстоянки эвакуируют по 120–130 брендмобилей. Из-за чего их просто физически стало меньше на дорогах, и уж совсем редко такие увидишь на тротуарах.

Они не исчезли совсем, рекламное место пусто не бывает. Брендмобили чаще стали видеть в городах Подмосковья. Впрочем, никто не помешает властям области творчески использовать московский опыт. Или китайский – выбор налицо.