amo@viraj-spb.ru +7 812 455-41-02

У наружной рекламы выходят сроки

По закону «О рекламе» с июля 2008 года распределять места под конструкции для наружной рекламы можно исключительно по итогам торгов. Срок договора с их победителями ограничен пятью годами. В Москве, на которую, по оценке исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», пришлось 48% всех затрат на наружную рекламу, массовое перезаключение договоров происходило еще в 2007 году. Поэтому большая часть контрактов – по данным столичного департамента СМИ и рекламы, до 60% всех конструкций – заканчивается как раз в этом году.

 

Но к массовым торгам столичные власти пока только готовятся. По мнению руководителя столичного департамента СМИ и рекламы Владимира Черникова, наиболее целесообразным было бы проведение торгов в Москве в 2013 году, когда закончатся контракты уже у 95% конструкций. При этом столичные власти обещают пока не демонтировать конструкции, договоры на эксплуатацию которых уже истекли (см. «Ъ» от 2 февраля).

 

В 50 крупнейших городах России, по «ЭСПАР-Аналитик», установлено более 91,5 тыс. конструкций (без учета перетяжек, небольших форматов и рекламы на транспорте). Доходы их владельцев в 2011 году оцениваются почти в 30 млрд руб., что составляет более 95% всего рынка наружно рекламы России.

 

В Петербурге в этом году истекают договоры на установку более 5,2 тыс. конструкций, или 38% от общего числа, сообщили «Ъ» в городском комитете по печати и взаимодействию со СМИ. Причем основные потери несут лидеры местного рынка – входящая в группу News Outdoor компании ОММ (2,7 тыс. рекламоносителей) и оператор «Постер» (1,1 тыс.). Председатель комитета Александр Лобков уточнил, что первые торги запланированы на второй квартал и пройдут они как в форме аукционов, так и конкурсов.

 

В Красноярске, по данным местного управления по наружной рекламе, в этом году истекают сроки договоров у 839 конструкций, или у 28%. В Благовещенске в этом году закончатся контракты у 67 конструкций, что составляет 25% всех рекламоносителей в городе. В Нижнем Новгороде договоры перестают действовать у 774 конструкций, или у 19% от их общего количества. Места под них будут разыграны также на аукционах, утверждают в муниципальном казенном учреждении «Рекламная служба Нижнего Новгорода». В Якутске доля рекламоносителей с истекшими договорами к концу года достигнет 50%.

 

Наиболее актуальна тема массовых торгов для Казани, где к сентябрю закончатся договоры у 98% из более 1,6 тыс. конструкций. По словам начальника управления наружной рекламы и информации Казани Ирины Дябилкиной, общее количество рекламоносителей должно сократиться примерно на 30%, в частности, больше не будет перетяжек над проезжей частью, а в центре – конструкций площадью более 10 кв. м.

 

В некоторых регионах торги уже стартовали. Например, во Владивостоке еще в декабре 2011 года на пяти аукционах были разыграны 517 мест под наружку (всего в городе — более 2,2 тыс. конструкций). Стоимость большинства лотов выросла всего на 3-5%, при этом два аукциона собрали всего по одному участнику Всего на торгах власти Владивостока заработали 13 млн руб.

Закон «О рекламе» запрещает участвовать в торгах компаниям, чья доля в наружной рекламе превышает 35%. Этот показатель рассчитывается как соотношение общей площади всех конструкций данного оператора и общей площади всех рекламоносителей, установленных на территории муниципалитета, а для Москвы и Петербурга – всего города. Федеральная антимонопольная служба (ФАС), в 2009-2010 годах проводившая соответствующую проверку, насчитала по всей стране больше сотни таких операторов, но они оказались малоизвестными на федеральном уровне компаниями, доминирующими исключительно на уровне своего муниципалитета.

 

Крупнейшие игроки – News Outdoor и Gallery – попали под ограничения лишь в Иркутске, Ивановской области и Барнауле (см. «Ъ» от 12 августа 2010 года).